Последние темы
Вход
Поиск
Навигация
ПРАВИЛА ФОРУМА---------------
ИСТОРИЯ БЕРДИЧЕВА
КНИГА ОТЗЫВОВ
ПОИСК ЛЮДЕЙ
ВСЁ О БЕРДИЧЕВЕ
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
ПРОФИЛЬ
ВОПРОСЫ
Реклама
Социальные закладки
Поместите адрес форума БЕРДИЧЕВЛЯНЕ ЗА РУБЕЖОМ на вашем сайте социальных закладок (social bookmarking)
Германия изнутри глазами бердичевлянина. Продолжение. Часть пятая. Трудись, трудящийся, трудись...
БЕРДИЧЕВЛЯНЕ ЗА РУБЕЖОМ :: РАЗНОЕ :: Наши Блоги :: Borys
Страница 1 из 1
20201001
Германия изнутри глазами бердичевлянина. Продолжение. Часть пятая. Трудись, трудящийся, трудись...
Германия изнутри глазами бердичевлянина. Продолжение.
Часть пятая. Трудись, трудящийся, трудись...
Пока работа на горизонте "не светила", нашли мы с супругой очередные курсы немецкого языка, не такие серьёзные, как первые, оплату которых брало на себя государство, но всё равно безусловно полезные. Жить в другой стране, не владея в достаточной степени её государственным языком, представлялось нам просто неестественным (хотя возраст уже давал себя знать...).
И тут зазвонил телефон. Мой друг, одноклассник и коллега по учёбе в техникуме, Петр Г. сказал, что один из его знакомых организовал посредническую фирму по контролю за качеством автомобильных запчастей, и ищет специалистов с техническим образованием. Оказалось, что в Германии производители различных деталей для автомобилей предпочитают нанимать контролёров качества со стороны, так им дешевле, чем иметь достаточный постоянный штат контролёров. Всем желающим устроиться на такую работу в данном случае необходимо было собраться в указанное время в помещении руководства фирмы в городе Дюссельдорфе, имея при себе документы об образовании, для прохождения собеседования.
Собралось нас человек двадцать разного возраста (где-то от тридцати до шестидесяти лет) из разных городов нашей земли. Среднего возраста хозяин фирмы при знакомстве с каждым из нас в первую очередь проверял наши дипломы и уточнял наш стаж и опыт работы. Затем мы перешли в большую комнату, в которой находился десяток столов в два ряда с промежутком между ними. Аттестуемые расселись с внешней стороны каждого ряда по двое за одним столом. На столах лежали разные измерительные приспособления и приборы, многие из которых были мне знакомы ещё со времён учёбы в бердичевском маштехникуме (преподаватель предмета "Допуски и посадки" Константин Сергеевич Виноградов так нам всё, что касается контроля качества, преподавал, что уже во время моей учёбы в могилёвском машиностроительном институте преподаватель такого-же предмета абсолютно неожиданно для меня честно признался, что мои знания не уступают его...) и работы на станкостроительном заводе - линейки, контрольные скобы, пробки, штангенциркули, микрометры, в том числе уже куда более новых конструкций, но их суть была мне хорошо понятна. За одним столом со мной оказался молодой человек достаточно крупного телосложения, удивлённые глаза и нервные движения рук которого показывали мне, что лежащий на столе атрибут ему встречался редко (если вообще встречался...).
Слева от нас к первому столу подошёл мужчина с рюкзаком в руках. Ранее шеф фирмы представил его инженером по контролю за качеством одного из заводов по производству автозапчастей. Из рюкзака мужчина доставал какие-то небольшого размера детали и их чертежи, и предлагал сидящим за столами проверить, соответствуют ли размеры и точность деталей чертёжным требованиям. Мой сосед покраснел... Наклонившись ко мне, он прошептал: "Пожалуйста, покажите мне, что для чего здесь лежит, и что с этим надо делать, а то, кроме линеек, я ничего не знаю...". Времени у нас оказалось достаточно, и пока проверяющий наши знания подошёл к нашему столу, мой сосед уже достаточно для этого "экзамена" усвоил. Проверяющий подошёл к нашему столу, сначала ко мне, выложил пять деталей. Точность отверстия проверил пробкой, валик - скобой, резьбу - контрольной гайкой, несколько размеров - микрометром, записал результат, сравнил с чертежом. Сосед, не отрываясь, всё "проглатывал", в итоге тоже всё правильно сделал...
После окончания "собеседования" шеф сказал, что нам нужно возвращаться к себе домой, мы получим письменные сообщения. Действительно, уже через пару дней я получил письмо с официальным приглашением на работу с соответствующим договором, инструкцией по технике безопасности с требованиями по рабочей форме, обуви, набору обязательных инструментов в рабочем чемоданчике, и сообщением, когда я после подписания договора должен приступить к работе. Подписал, отправил, получил новое со всеми подписями и печатями. В приложении к договору был указан адрес предприятия, на котором предстояло работать, и дата и время начала работы. За несколько дней до начала необходимо было приехать туда, имея при себе необходимые фотографии для оформления пропуска на предприятие. Взял, приехал, встретился с шефом нашей фирмы, вместе с ним и остальными коллегами (оказалось, что собеседование прошли только двенадцать человек...) зашли в отдел кадров предприятия, где всем нам достаточно быстро изготовили пропуска, которые необходимо было вкладывать в приёмную щель автомата при входе и выходе. Это позволяло не только открывать дверь, но и давало возможность автоматически учитывать время нашего нахождения на работе. После получения пропуска я решил осмотреть предприятие снаружи. Моему взору представились весьма солидного размера сооружения, производственные и складские, судя по воротам, из которых несколько раз выезжали грузовые автомобили...
Рано утром (работа начиналась в шесть часов утра, на рабочем месте, по условиям договора, необходимо было появляться за четверть часа до начала рабочего дня) в понедельник распахнулась передо мной дверь цеха, в котором располагался участок контроля. Мгновенно окутал меня до комка в горле знакомый шум работающих станков, запах машинного масла и стружки... Как будто и не было десятилетней разлуки с родным для меня бердичевским станкостроительным заводом, которому я отдал более тридцати лет рабочей жизни. Меня и моих коллег по работе встретила женщина среднего возраста, представилась Анной, руководительницей нашего участка. Познакомилась с каждым из нас, подвела к участку, он находился у дальнего от входной двери торца, рассадила по двое за рабочими столами, показала, где находятся измерительные приборы и инструменты, где висят чертежи проверяемых деталей, напомнила о существующих правилах техники безопасности, к кому обращаться в различных случаях, и рабочие будни начались...
В обеденный перерыв, наскоро перекусив взятым по привычке из дому бутербродом и кофе из термоса, осмотрел я цех, в котором находился наш контрольный участок. Практически всё металлообрабатывающее оборудование, находящееся там, было мне хорошо знакомо. В основном это были пресса различного вида, и в добавок к ним токарные, фрезерные, кругло- и плоскошлифовальные и сверлильные станки. Про себя я отметил, что большинство моделей оборудования было явно не последних лет выпуска.
Среди нашей бригады оказались люди из многих бывших республик СССР, работающие там на разных должностях - от машиниста пригородной электрички до главного инженера крупного автопарка. В один из рабочих дней мой сосед по собеседованию оказался рядом со мной. Мы познакомились, его звали Александр П., он приехал из города Энгельса Саратовской области. Я поинтересовался, где он получил инженерное образование, и почему он не имел никакого представления об измерительных инструментах. Оказалось, что он обучался на вечернем отделении машиностроительного факультета энгельского филиала саратовского политехнического института. А работал все годы строителем, специализируясь на капитальном ремонте жилых помещений. По его словам, кроме вступительных экзаменов, ему практически не пришлось больше ничего сдавать - всё решали либо взятки деньгами, либо ремонты квартир преподавателей... Перед завершением "учёбы" он сделал капитальный ремонт квартир проректора и ректора. В итоге ему дали готовую дипломную работу выпускника предыдущего года. Ему осталось только переписать записку и заплатить некоторую сумму за изготовление копий чертежей... Вот такого "инженера" выдал институт...
Со временем я узнал, что ни ему, ни бывшему машинисту электричек кропотливая работа контролёров оказалась не по вкусу, и они устроились охранниками и уборщиками в авторемонтной мастерской...
Как-то почти две недели за одним столом со мной проверял детали немец, работающий на этой фабрике многие годы. Мы разговорились, у него оказалась русскоговорящая подруга, и он в свободные от контроля промежутки времени просил меня перевести на русский язык немалое количество выражений, которые он хотел высказывать своей подруге. Всё услышанное он аккуратно записывал латиницей с учётом ударений, чтобы это в его произношении не звучало для "русского" уха необычно или смешно. А от него я услышал много интересного. Оказалось, что этой фабрике уже много лет, но из-за подавляющего большинства устаревшего оборудования она в конце этого календарного года готовится к закрытию. (Как жаль, подумал я. Работать здесь было мне достаточно удобно, на дорогу автобусом уходило только четверть часа.) Во время одного из обеденных перерывов он показал мне на человека, работающего на прессе, по его словам, этот человек ранее работал профессором в Украине... Улучив момент, я подошёл к этому прессовщику, мы познакомились. Оказалось, что ранее он действительно преподавал в одном из днепропетровских вузов... Мой "одностольный" коллега ответил на многие мои вопросы. Например, я обратил внимание, что рядом с ближайшей остановкой автобуса расположены три кафе, но два из них в рабочие дни открыты лишь в четверг и пятницу, и только одно, самое маленькое , открыто все дни. По словам моего собеседника, по давней местной традиции, именно с четверга работники этой фабрики начинают после завершения рабочего дня располагаться в подобных заведениях. Причём в четверг - небольшими сдружившимися компаниями, называющих между собой друг-друга "кумпель", а в пятницу - целыми бригадами и цехами, именуя себя "коллегами". В субботу, по его словам, всей семьёй (у кого она есть) совершаются походы в бассейны, в зоопарки, рестораны, кино - до позднего вечера. В воскресенье - прогулки по паркам, обеды в ресторанах или кафе, но после шести часов вечера - домой, ранний уход ко сну, так как понадобится достаточно ранний подъём на работу...
Заметив, что он иногда цветными фломастерами в свободные минуты что-то разрисовывает, я поинтересовался назначением рисунков. Оказалось, что мой собеседник по выходным дням украшает мотоциклы особым набором цветных микроскопических лампочек. И я вспомнил, как иногда по вечерам проезжающие мимо мотоциклы выглядели, как мультфильмы своими многоцветными мигающими изображениями птиц, зверюшек, цветов или салютных вспышек... По его словам, такое занятие приносит не только удовольствие от работы, но и ощутимую финансовую прибавку.
Однажды нужно было проверить качество изготовления небольшого размера оригинальной детали, несколько напоминающей гриб на искривленной ножке, к машинам фирмы "Вольво". Для контроля имелся специальный прибор. Начав проверять, где-то ко второму десятку я случайно заметил, что прибор одну и туже деталь может показать как годной, так и брачной. Не поверив себе, стал я всё проверять сначала. Таки да! Конструкция прибора оказалась не до конца продуманной. То ли все детали хорошие, то ли все брачные?!.. Вызываю Анну. Подошла, окинула меня недоумённым взглядом. Мол, в чём дело, есть прибор, ничего не надо придумывать. Предлагаю ей самой проверить. Пару штук проверила, всё в порядке, от меня она такого не ожидала. Беру проверенные ею детали, ставлю в другое положение, которое прибор фиксирует, как правильное для контроля. А детали то, оказывается, брачные!.. Анна густо покраснела. Ещё бы! Она уже много лет руководила этим участком, а тут пропустила бы явный брак! Из-за оригинальной конструкции этих деталей проверять их универсальными приборами было невозможно. Велев прекратить проверку, Анна стала кому-то звонить. Минут через десять пришёл незнакомый мне мужчина. Анна представила его мне, как старшего по предприятию. Показала ему прибор, продемонстрировала возможность любой из проверяемых деталей оказаться по показаниям прибора как годной, так и не годной к дальнейшему использованию. Явно озадаченный, мужчина велел заняться проверкой других деталей, а сам записал кодировку деталей и ушёл в бюро связываться с нужными специалистами. Через некоторое время вернулся, и сказал, что завтра прилетит инженер по контролю. Прилетит? Откуда? Из Италии, где находится центр управления восемью такими же фабриками по всей Европе. Куда? Отвечает, что в Дюссельдорф, фабрика пошлёт за ним автомобиль...
(Уважаемые читатели мои! На бердичевском станкостроительном заводе, на котором я многие десятилетия трудился, был огромный отдел технического контроля за качеством - ОТК, в котором числилось немалое количество просто контролёров, старших контролёров, контрольных мастеров и инженеров по контролю. А тут, в Европе, на восемь фабрик - один инженер по качеству!..)
На следующий день после обеденного перерыва около моего стола появился подтянутый мужчина в оригинальном рабочем костюме в сопровождении Анны и старшего по нашей фабрике. Внимательно осмотрел чертёж детали, сами детали и конструкцию контрольного прибора. Затем присел к столу, и сам убедился в невозможности точно определить годность этих деталей к их дальнейшему использованию. Я показал ему придуманную мною схему изменения конструкции прибора, исключающую двойственность показаний. Призадумался, согласился, поблагодарил меня, велел пока эти детали отложить, и уехал, захватив с собой прибор, и схему изменений. Где-то через неделю на фабрику прибыл новый прибор, чья работа уже не допускала два варианта проверок.
В один из рабочих дней на нашем участке появилось несколько незнакомых нам мужчин, которые начали монтировать какой-то агрегат, как они сказали, для контроля цилиндрических, конических и червячных зубчатых колёс, изготавливаемых на нашей фабрике. Действительно, полная проверка качества этих изделий была не самой лёгкой и приятной работой, и мы были довольны, что теперь это будет делать машина. Окончательно смонтированный агрегат имел приличного размера экран, перед которым был пульт управления, входные и выходные ленточные конвейера для деталей. Не скрою, что мне было весьма приятно, когда старший из монтировщиков обратился к Анне с объявлением о готовности этого агрегата к работе, попросил её рекомендации об обучении работы на этом агрегате человека, которому она хотела бы это доверить, и Анна сразу указала на меня. Так как вся наша бригада в это время была поблизости от новинки, монтировщики попросили почему-то всех, кроме меня, вернуться на свои рабочие места. Когда я расположился за пультом перед экраном, старший монтировщик мне сказал, что они так делают, потому что агрегат этот первый по новой конструкции, крайне нежелательно, чтобы могли его неправильно использовать, поэтому у него предусмотрена особая система предосторожности. Я должен был в правом нижнем углу приложить к экрану свою правую ладонь, прибор зафиксировал её очертания, затем я набрал на пульте своё имя. Загорелся экран. "Здравствуй, Борис! Я готов к работе. Что нужно проверять? Введи код детали." После этого на конвейер слева нужно было выложить проверяемые зубчатые колёса, а справа установить две тары - для качественных деталей, и для забракованных. Нажимаешь на зелёную кнопку пульта - контроль начался. После окончания проверок при выключении агрегата появлялась надпись:" До свидания, Борис, до следующей встречи". Мелочь, вроде, а приятно. Один из моих коллег, мой тёзка, прочитав надпись, решил проверить, будет ли с ним этот агрегат работать? Вся бригада решила понаблюдать. Он занял место за пультом, включил машину. О ладони я его не предупредил... Появилась надпись: "Ты кто?" Он пишет - Борис. Агрегат отвечает: "Я тебя не знаю, с тобой работать не буду" - и выключается... Немая сцена...
Когда через восемь месяцев фабрика закрылась, исчезли звуки работающих станков, но наша бригада ещё недели две работала, деталей для проверки хватало. Я спросил у Анны, что стало с работающими. Она ответила, что практически всем предложили переехать на новую фабрику в Италии, некоторые, в основном неженатые, согласились, остальные подыскивали себе работу поблизости, кто-то стал безработным. Но все были заранее за много месяцев предупреждены...
Работа продолжилась на других предприятиях нашей земли, в одном из небольших посёлков запомнилась гостиница в бывшем зАмке весьма зажиточных немцев. ЗАмок, в котором, кроме гостиницы располагался ресторан и игровой клуб - кегельбан, весьма популярный в округе. Предки хозяев были, по всей видимости, охотниками и любителями искусств, поэтому в коридорах было множество чучел животных - от лис до косуль, картины на стенах, скульптуры в углах коридоров, натуральный музей...
Но больше всего мне запомнилась работа в Голландии, в городе Хелмонд.
Шеф нашей фирмы предложил желающим поработать на одной из фабрик в Голландии. Желающих было много, он отобрал шесть человек, в том числе и меня. Рано утром в понедельник, потратив около часа на дорогу, мы прошли на участок контроля в одном из цехов весьма немалого размера предприятия. Там уже трудились две бригады по шесть человек. Одна - женская, другая - из молодых парней достаточно смуглого вида, как оказалось - марокканцев, закончивших местный аналог наших профтехучилищ. Вместе с нашим шефом к нам подошёл хозяин фабрики. Поздоровался, внимательно осмотрел всех нас, и, отойдя с нашим шефом в сторонку, о чём-то с ним поговорил и удалился. Шеф подошёл к нам (мы расположились в дальнем углу), и тихонько пересказал разговор. Оказалось, что хозяин нанял нас пока на одну неделю. Он решил сравнить качество нашей работы с работой марокканцев. Женщины в расчёт не принимались, они оказались местными жительницами, работающими на полставки. Наш же шеф попросил нас "показать, как мы можем работать", перекуры устраивать не чаще, чем через пару часов работы, кофе пить только во время обеденного перерыва. Если наша бригада своей работой хозяину фабрики не подойдёт, то, мол, наша фирма тоже уж как-то без нас обойдётся... Как вы, уважаемые читатели мои, уже поняли, работали мы, что называется, не покладая рук.
Начав проверять детали (принцип проверки везде был одинаков - чертёж детали, технические требования, инструменты для контроля были всегда в наличии), я удивился частоте, с которой сидящие слева впереди от нас молодые смуглые парни - наши "конкуренты", куда-то уходили, и минут через двадцать возвращались, зачастую со стаканчиками свежего кофе, аромат которого наполнял весь наш участок. Я большой любитель кофе, аромат этот переполнял всю душу, очень хотелось тоже поучаствовать в "распитии", но слова шефа не выходили из головы... В первый обеденный перерыв женщины, наши коллеги, показали, как пройти к фабричной столовой. Выбор блюд был достаточным, всё было вкусно приготовлено (там я впервые в жизни попробовал спаржевый суп - пюре, пожалел только, что в недельных меню он был только два раза...), и стоимость полного обеда была более, чем сносной. До конца перерыва оставалось ещё четверть часа, и мне было весьма интересно понять, куда удалялись так часто наши молодые соседи. Обнаружив это, я поначалу не мог поверить своим глазам - настолько виденное отличалось от привычных хорошо знакомых мне условий для работающих на различных предприятиях СССР... Два небольших помещения около одной из торцовых сторон цеха. В первом - автоматы для воды, соков, чая, кофе, какао разнообразнейших сортов плюс небольшого размера бутерброды с различными наполнителями - и всё это, столь приятное глазу (и не только!..) - бесплатно! Во втором помещении - автомат для сигарет, платный, но дешевле, чем в городе... Уважаемые читатели мои! Как по вашему, долго ли такие бесплатные автоматы стояли бы в цехах наших предприятий в бывшем Союзе победившего социализма, если бы на такое решилось бы тамошнее руководство?..
В понедельник утром следующей недели нас уже ждал хозяин фабрики. Он сказал, что очень доволен работой нашей бригады, он заключил долгосрочный договор с нашей фирмой, мы можем спокойно работать дальше. А под окончание смены после разговора с хозяином фабрики к нам подошёл шеф нашей фирмы. Довольная улыбка не сходила с его лица. Оказывается, нам и нашим невольным конкурентам ежедневно давали на проверку одинаковые детали в одинаковой таре. Проверенные ими и нами и отобранные, как качественные и брачные детали размещали в разных концах склада, и пока что никуда не отправляли. Оказалось, что за неделю мы проверили почти вдвое больше деталей, но, главное, брака мы выявили намного больше молодёжи. Поэтому мы остались дальше работать, к нам завезли со склада уже проверенные марокканцами детали, и среди них мы снова нашли немало брачных...
Если первые недели мы ежедневно ехали на работу из Германии в Голландию и с работы назад (это было достаточно утомительно), то после заключения долгосрочного договора шеф нашей фирмы стал устраивать нас в местные гостиницы. Так как это было летнее время, найти свободные места оказалось весьма нелегко, в итоге мы недолго побывали в разных гостиницах в разных частях города и его пригородов, что, в свою очередь, помогло получше ознакомиться с архитектурой и примечательностями этого относительно небольшого, но весьма интересного для меня города. Огромное количество велосипедов, везде клумбы с цветами, множество каналов, широких, и не очень. Нередкими были пришвартованные к берегу небольшие самоходные баржи, которые использовались под жильё как местными жителями, так и туристами. А какое разнообразие архитектур! Особенно потряс моё воображение целый квартал трёхэтажных жилых домов, каждый из которых представлял собой подобие куба, стоящего на одной вершине!.. Представили себе? Такого я больше нигде не встречал! Причём все дома были ярко окрашены разного цвета красками. Подавляющее большинство местных жителей, которые встречались нам во времена прогулок, выглядели весьма дружелюбно, зачастую здороваясь с нами, хоть мы ни с кем не были знакомы. Обедать я старался побыстрее, чтобы либо осмотреть цеха, либо накоротко ещё прогуляться около фабрики. Однажды за воротами фабрики я был удивлён огромным количеством горожан в праздничных одеждах с букетами цветов и флажками Голландии в руках. Оказалось, что по старинной традиции в этот день Хелмонд посещает королевская семья и прогуливается по его улицам. Жаль, что главных героев шествия мне увидеть не удалось - они уже прошли...
Один из станков, стоящий в нашем цеху относительно недалеко от нашего участка, с самого начала моей работы там привлёк моё особое внимание. Когда редко, но появлялся короткий промежуток свободного времени между окончанием проверки партии деталей, а следующую к нам ещё не завезли, я позволял себе подойти к нему и полюбоваться его работой. Более тридцати лет отработал я на бердичевском станкостроительном заводе, в ходе производственных командировок побывал на немалом числе предприятий в Москве, Харькове, Рязани, Горьком и других городах Союза, поэтому представление о разнообразных станках с ручным и программным управлением, выпускаемых и эксплуатируемых на заводах СССР, я имел достаточно широкое. А теперь представьте себе, уважаемые читатели моего опуса, некий агрегат длиной метров пять, шириной и высотой по метра два, весь закрытый блестящим белым кожухом. Справа и слева к торцам этого агрегата подходят узкие рельсовые пути, посредине в кожухе на уровне сидящего человека есть углубление где-то в полметра, там расположен пульт управления с экраном и клавиатурой. Сидящий перед пультом в удобном кресле оператор, с которым я познакомился, рассказал, а однажды и показал, как это чудо техники того времени работает. Когда закончился цикл обработки предыдущей детали, оператор набирает на пульте номер детали, которая должна изготавливаться следующей. Агрегат сам даёт указание складу сырья, оттуда выезжает автоматизированная тележка с заготовкой - прутком оговоренной марки металла соответствующего диаметра и длины. Непрерывно подавая звуковые и световые сигналы, тележка подъезжает к агрегату (назвать его просто станком у меня не хватает воображения) справа от операторского места, открывается входное отверстие, тележка поднимает привезённый пруток на необходимую высоту и подаёт его в приёмное устройство агрегата. Пруток захватывается, втягивается на нужную для начала обработки длину, и цикл обработки начинается. Тележка уезжает на склад. Все необходимые инструменты находятся внутри агрегата. После окончания обработки снова начинают раздаваться звуковые и световые сигналы. Теперь уже слева от агрегата подъезжает другая автоматизированная тележка с пустой тарой. Подходит вплотную к левому торцу, там открывается люк, и тара наполняется готовой продукцией. Фантастика, да и только! Чувство, подобное восторгу, испытывал я каждый раз, когда созерцал это нигде до того не виданное зрелище!
В гостиницах в стоимость номеров зачастую входила и стоимость завтраков. В одной из многоэтажных гостиниц в первое утро после ночлега наша бригада зашла в кафе на первом этаже. Как назло, очередь перед нами оказалась немалого размера, и как-то медленно продвигалась она вперёд. Один из наших коллег, мужчина с Урала двухметрового роста, нервничая, всё поглядывал поверх голов впередистоящих на молодую женщину, выполняющую заказы, и вдруг не сдержал своих эмоций и достаточно громко, обернувшись к нам (мы все стояли за ним) выпалил: "Посмотрите только на эту с...ку, как она медленно работает!". Внезапно мы услышали очень приятный женский голос: "Ребята! Вы говорите по - русски? Сейчас я всё сделаю побыстрее!"... Достаточно быстро получили мы наши заказы, пока завтракали, очередь закончилась, женщина подошла к нам, представилась женой хозяина гостиницы. Сама она оказалась из Молдавии, однажды там познакомилась с молодым голландским туристом, между ними завязались отношения. Голландец женился на ней, перевёз в Хелмонд, и вот уже пять лет она работает в гостиничном кафе. За всё это время она впервые услыхала русскую речь среди постояльцев, очень этому обрадовалась, узнала, как каждого из нас звать, чем бы мы желали завтракать, и уже со следующего утра на столиках кафе стояли таблички с нашими именами и порциями еды... Не скрою, это было очень даже приятно, с таким я больше нигде не встречался. Жаль только, что такое удовольствие длилось не больше одного месяца, дальше свободных номеров в этой гостинице не было. Снова пришлось ежедневно ездить из Германии в Голландию и назад, пока не нашлись свободные номера в подобии советского дома отдыха в лесу в одном из пригородных посёлков. Это было явное село, но посмотрели бы вы, как были ухожены дома, какие сады и цветники окружали эти жилища!.. Один дом настолько привлёк моё внимание, что я попросил коллегу, в чьей машине я в этот день ехал, остановиться. Вышел, присмотрелся, принюхался. Это оказался кирпичный коровник, покрытый очень аккуратно уложенной соломенной (!) крышей, на доме стояла дата постройки - 1871 (!..). Заметив наш интерес, подошёл к нам местный житель, друг - друга мы смогли понять. Он рассказал, что согласно решению поселкового совета, этот коровник сохраняется, как памятник местной истории, он используется по сей день. Солома для крыши подвергается специальной обработке по старинному рецепту, благодаря чему её надо менять не чаще, чем раз в пять лет...
Работы постепенно прибавилось, к нам стали завозить для проверки детали и из других предприятий, выросла и численность бригады - до десяти человек. Не могу сказать, что работа наша всегда протекала без конфликтов. Всякое бывало. Однажды в последний рабочий день недели после обеда к нам завезли огромную партию деталей с другого предприятия - изготовителя для контроля и какой-то последующей обработки. Все детали были в смазке, которую нам надо было удалить, а детали проверить и передать пока на склад для хранения и обработки на следующей неделе. Работа такая мне не особенно нравилась - полностью удалить смазку, детали промыть в специальной мойке, просушить, лишь после этого проверить на соответствие всем чертёжным параметрам. Смазка была какая-то непривычная - достаточно густая, тёмно-бурого цвета. Через некоторое время мне пришло в голову, что окраска деталей после мойки и сушки весьма напоминает ржавчину, а такое в качественных деталях не допускалось. Я поделился своими соображениями с коллегами. Большинство просто пожало плечами, а бывший главный инженер, как он частенько подчёркивал, крупного днепропетровского автопарка, посоветовал мне не лезть не в своё дело. Мол, скоро нам домой ехать нужно, а тут ты с твоими фокусами... Всё-таки вызвал я старшего по смене на фабрике. Тот понял, в чём дело, весьма удивился, стал созваниваться с производителями. Попросил нас до ответного звонка не уходить, так как заказ был срочным. В итоге мы просидели почти лишний час, на меня некоторые коллеги мои просто обозлились и не стеснялись это показывать, когда пришёл руководитель смены, и велел контроль прекратить. С опозданием поехали мы домой.
В воскресенье мне позвонил шеф нашей фирмы, и велел на работу больше не выходить - из-за жалоб некоторых товарищей на моё нехорошее поведение и неуважение к коллегам... Было обидно, но ничего не поделаешь, по условиям договора такое завершение работы там предусматривалось... Но вечером во вторник снова прозвучал звонок от шефа. Он извинился, и просил со среды снова начать работать, причём пропущенные два дня он засчитает мне, как рабочие! Он решил выяснить все обстоятельства случившегося. Оказалось что на предприятии-изготовителе этих деталей к ним ошибочно применили для хранения не соответствующую данному металлу смазку, из-за чего и начался процесс окисления. Все детали вернули назад изготовителю...
К этому времени дочери пришлось повторно обучаться в немецком университете по специальности, полученной ранее в киевском университете им. Шевченко (руководство КГУ не посчитало нужным внести эту новую для университета математическую специальность в международный квалификационный перечень, из-за чего за пределами Украины её не могли признать...). Доченька наша, несмотря на рождение первенца, досрочно завершила обучение с наивысшими в Германии отметками, и ей сразу же предложили поступить в аспирантуру. Достаточно быстро нам с супругой стало понятно, что без нашей помощи дочери придётся очень тяжело, мы посовещались, и я написал заявление на увольнение. Шеф никак не мог поверить что это связано с уходом за внуком, пообещал даже увеличить зарплату, но моё решение было окончательным...
И это тоже была весьма нужная работа, но уже другого плана. А с многими коллегами по прежней работе я подружился, мы общаемся и по сей день...
Если терпение Ваше не иссякло, то окончание моего повествования следует...
Часть пятая. Трудись, трудящийся, трудись...
Пока работа на горизонте "не светила", нашли мы с супругой очередные курсы немецкого языка, не такие серьёзные, как первые, оплату которых брало на себя государство, но всё равно безусловно полезные. Жить в другой стране, не владея в достаточной степени её государственным языком, представлялось нам просто неестественным (хотя возраст уже давал себя знать...).
И тут зазвонил телефон. Мой друг, одноклассник и коллега по учёбе в техникуме, Петр Г. сказал, что один из его знакомых организовал посредническую фирму по контролю за качеством автомобильных запчастей, и ищет специалистов с техническим образованием. Оказалось, что в Германии производители различных деталей для автомобилей предпочитают нанимать контролёров качества со стороны, так им дешевле, чем иметь достаточный постоянный штат контролёров. Всем желающим устроиться на такую работу в данном случае необходимо было собраться в указанное время в помещении руководства фирмы в городе Дюссельдорфе, имея при себе документы об образовании, для прохождения собеседования.
Собралось нас человек двадцать разного возраста (где-то от тридцати до шестидесяти лет) из разных городов нашей земли. Среднего возраста хозяин фирмы при знакомстве с каждым из нас в первую очередь проверял наши дипломы и уточнял наш стаж и опыт работы. Затем мы перешли в большую комнату, в которой находился десяток столов в два ряда с промежутком между ними. Аттестуемые расселись с внешней стороны каждого ряда по двое за одним столом. На столах лежали разные измерительные приспособления и приборы, многие из которых были мне знакомы ещё со времён учёбы в бердичевском маштехникуме (преподаватель предмета "Допуски и посадки" Константин Сергеевич Виноградов так нам всё, что касается контроля качества, преподавал, что уже во время моей учёбы в могилёвском машиностроительном институте преподаватель такого-же предмета абсолютно неожиданно для меня честно признался, что мои знания не уступают его...) и работы на станкостроительном заводе - линейки, контрольные скобы, пробки, штангенциркули, микрометры, в том числе уже куда более новых конструкций, но их суть была мне хорошо понятна. За одним столом со мной оказался молодой человек достаточно крупного телосложения, удивлённые глаза и нервные движения рук которого показывали мне, что лежащий на столе атрибут ему встречался редко (если вообще встречался...).
Слева от нас к первому столу подошёл мужчина с рюкзаком в руках. Ранее шеф фирмы представил его инженером по контролю за качеством одного из заводов по производству автозапчастей. Из рюкзака мужчина доставал какие-то небольшого размера детали и их чертежи, и предлагал сидящим за столами проверить, соответствуют ли размеры и точность деталей чертёжным требованиям. Мой сосед покраснел... Наклонившись ко мне, он прошептал: "Пожалуйста, покажите мне, что для чего здесь лежит, и что с этим надо делать, а то, кроме линеек, я ничего не знаю...". Времени у нас оказалось достаточно, и пока проверяющий наши знания подошёл к нашему столу, мой сосед уже достаточно для этого "экзамена" усвоил. Проверяющий подошёл к нашему столу, сначала ко мне, выложил пять деталей. Точность отверстия проверил пробкой, валик - скобой, резьбу - контрольной гайкой, несколько размеров - микрометром, записал результат, сравнил с чертежом. Сосед, не отрываясь, всё "проглатывал", в итоге тоже всё правильно сделал...
После окончания "собеседования" шеф сказал, что нам нужно возвращаться к себе домой, мы получим письменные сообщения. Действительно, уже через пару дней я получил письмо с официальным приглашением на работу с соответствующим договором, инструкцией по технике безопасности с требованиями по рабочей форме, обуви, набору обязательных инструментов в рабочем чемоданчике, и сообщением, когда я после подписания договора должен приступить к работе. Подписал, отправил, получил новое со всеми подписями и печатями. В приложении к договору был указан адрес предприятия, на котором предстояло работать, и дата и время начала работы. За несколько дней до начала необходимо было приехать туда, имея при себе необходимые фотографии для оформления пропуска на предприятие. Взял, приехал, встретился с шефом нашей фирмы, вместе с ним и остальными коллегами (оказалось, что собеседование прошли только двенадцать человек...) зашли в отдел кадров предприятия, где всем нам достаточно быстро изготовили пропуска, которые необходимо было вкладывать в приёмную щель автомата при входе и выходе. Это позволяло не только открывать дверь, но и давало возможность автоматически учитывать время нашего нахождения на работе. После получения пропуска я решил осмотреть предприятие снаружи. Моему взору представились весьма солидного размера сооружения, производственные и складские, судя по воротам, из которых несколько раз выезжали грузовые автомобили...
Рано утром (работа начиналась в шесть часов утра, на рабочем месте, по условиям договора, необходимо было появляться за четверть часа до начала рабочего дня) в понедельник распахнулась передо мной дверь цеха, в котором располагался участок контроля. Мгновенно окутал меня до комка в горле знакомый шум работающих станков, запах машинного масла и стружки... Как будто и не было десятилетней разлуки с родным для меня бердичевским станкостроительным заводом, которому я отдал более тридцати лет рабочей жизни. Меня и моих коллег по работе встретила женщина среднего возраста, представилась Анной, руководительницей нашего участка. Познакомилась с каждым из нас, подвела к участку, он находился у дальнего от входной двери торца, рассадила по двое за рабочими столами, показала, где находятся измерительные приборы и инструменты, где висят чертежи проверяемых деталей, напомнила о существующих правилах техники безопасности, к кому обращаться в различных случаях, и рабочие будни начались...
В обеденный перерыв, наскоро перекусив взятым по привычке из дому бутербродом и кофе из термоса, осмотрел я цех, в котором находился наш контрольный участок. Практически всё металлообрабатывающее оборудование, находящееся там, было мне хорошо знакомо. В основном это были пресса различного вида, и в добавок к ним токарные, фрезерные, кругло- и плоскошлифовальные и сверлильные станки. Про себя я отметил, что большинство моделей оборудования было явно не последних лет выпуска.
Среди нашей бригады оказались люди из многих бывших республик СССР, работающие там на разных должностях - от машиниста пригородной электрички до главного инженера крупного автопарка. В один из рабочих дней мой сосед по собеседованию оказался рядом со мной. Мы познакомились, его звали Александр П., он приехал из города Энгельса Саратовской области. Я поинтересовался, где он получил инженерное образование, и почему он не имел никакого представления об измерительных инструментах. Оказалось, что он обучался на вечернем отделении машиностроительного факультета энгельского филиала саратовского политехнического института. А работал все годы строителем, специализируясь на капитальном ремонте жилых помещений. По его словам, кроме вступительных экзаменов, ему практически не пришлось больше ничего сдавать - всё решали либо взятки деньгами, либо ремонты квартир преподавателей... Перед завершением "учёбы" он сделал капитальный ремонт квартир проректора и ректора. В итоге ему дали готовую дипломную работу выпускника предыдущего года. Ему осталось только переписать записку и заплатить некоторую сумму за изготовление копий чертежей... Вот такого "инженера" выдал институт...
Со временем я узнал, что ни ему, ни бывшему машинисту электричек кропотливая работа контролёров оказалась не по вкусу, и они устроились охранниками и уборщиками в авторемонтной мастерской...
Как-то почти две недели за одним столом со мной проверял детали немец, работающий на этой фабрике многие годы. Мы разговорились, у него оказалась русскоговорящая подруга, и он в свободные от контроля промежутки времени просил меня перевести на русский язык немалое количество выражений, которые он хотел высказывать своей подруге. Всё услышанное он аккуратно записывал латиницей с учётом ударений, чтобы это в его произношении не звучало для "русского" уха необычно или смешно. А от него я услышал много интересного. Оказалось, что этой фабрике уже много лет, но из-за подавляющего большинства устаревшего оборудования она в конце этого календарного года готовится к закрытию. (Как жаль, подумал я. Работать здесь было мне достаточно удобно, на дорогу автобусом уходило только четверть часа.) Во время одного из обеденных перерывов он показал мне на человека, работающего на прессе, по его словам, этот человек ранее работал профессором в Украине... Улучив момент, я подошёл к этому прессовщику, мы познакомились. Оказалось, что ранее он действительно преподавал в одном из днепропетровских вузов... Мой "одностольный" коллега ответил на многие мои вопросы. Например, я обратил внимание, что рядом с ближайшей остановкой автобуса расположены три кафе, но два из них в рабочие дни открыты лишь в четверг и пятницу, и только одно, самое маленькое , открыто все дни. По словам моего собеседника, по давней местной традиции, именно с четверга работники этой фабрики начинают после завершения рабочего дня располагаться в подобных заведениях. Причём в четверг - небольшими сдружившимися компаниями, называющих между собой друг-друга "кумпель", а в пятницу - целыми бригадами и цехами, именуя себя "коллегами". В субботу, по его словам, всей семьёй (у кого она есть) совершаются походы в бассейны, в зоопарки, рестораны, кино - до позднего вечера. В воскресенье - прогулки по паркам, обеды в ресторанах или кафе, но после шести часов вечера - домой, ранний уход ко сну, так как понадобится достаточно ранний подъём на работу...
Заметив, что он иногда цветными фломастерами в свободные минуты что-то разрисовывает, я поинтересовался назначением рисунков. Оказалось, что мой собеседник по выходным дням украшает мотоциклы особым набором цветных микроскопических лампочек. И я вспомнил, как иногда по вечерам проезжающие мимо мотоциклы выглядели, как мультфильмы своими многоцветными мигающими изображениями птиц, зверюшек, цветов или салютных вспышек... По его словам, такое занятие приносит не только удовольствие от работы, но и ощутимую финансовую прибавку.
Однажды нужно было проверить качество изготовления небольшого размера оригинальной детали, несколько напоминающей гриб на искривленной ножке, к машинам фирмы "Вольво". Для контроля имелся специальный прибор. Начав проверять, где-то ко второму десятку я случайно заметил, что прибор одну и туже деталь может показать как годной, так и брачной. Не поверив себе, стал я всё проверять сначала. Таки да! Конструкция прибора оказалась не до конца продуманной. То ли все детали хорошие, то ли все брачные?!.. Вызываю Анну. Подошла, окинула меня недоумённым взглядом. Мол, в чём дело, есть прибор, ничего не надо придумывать. Предлагаю ей самой проверить. Пару штук проверила, всё в порядке, от меня она такого не ожидала. Беру проверенные ею детали, ставлю в другое положение, которое прибор фиксирует, как правильное для контроля. А детали то, оказывается, брачные!.. Анна густо покраснела. Ещё бы! Она уже много лет руководила этим участком, а тут пропустила бы явный брак! Из-за оригинальной конструкции этих деталей проверять их универсальными приборами было невозможно. Велев прекратить проверку, Анна стала кому-то звонить. Минут через десять пришёл незнакомый мне мужчина. Анна представила его мне, как старшего по предприятию. Показала ему прибор, продемонстрировала возможность любой из проверяемых деталей оказаться по показаниям прибора как годной, так и не годной к дальнейшему использованию. Явно озадаченный, мужчина велел заняться проверкой других деталей, а сам записал кодировку деталей и ушёл в бюро связываться с нужными специалистами. Через некоторое время вернулся, и сказал, что завтра прилетит инженер по контролю. Прилетит? Откуда? Из Италии, где находится центр управления восемью такими же фабриками по всей Европе. Куда? Отвечает, что в Дюссельдорф, фабрика пошлёт за ним автомобиль...
(Уважаемые читатели мои! На бердичевском станкостроительном заводе, на котором я многие десятилетия трудился, был огромный отдел технического контроля за качеством - ОТК, в котором числилось немалое количество просто контролёров, старших контролёров, контрольных мастеров и инженеров по контролю. А тут, в Европе, на восемь фабрик - один инженер по качеству!..)
На следующий день после обеденного перерыва около моего стола появился подтянутый мужчина в оригинальном рабочем костюме в сопровождении Анны и старшего по нашей фабрике. Внимательно осмотрел чертёж детали, сами детали и конструкцию контрольного прибора. Затем присел к столу, и сам убедился в невозможности точно определить годность этих деталей к их дальнейшему использованию. Я показал ему придуманную мною схему изменения конструкции прибора, исключающую двойственность показаний. Призадумался, согласился, поблагодарил меня, велел пока эти детали отложить, и уехал, захватив с собой прибор, и схему изменений. Где-то через неделю на фабрику прибыл новый прибор, чья работа уже не допускала два варианта проверок.
В один из рабочих дней на нашем участке появилось несколько незнакомых нам мужчин, которые начали монтировать какой-то агрегат, как они сказали, для контроля цилиндрических, конических и червячных зубчатых колёс, изготавливаемых на нашей фабрике. Действительно, полная проверка качества этих изделий была не самой лёгкой и приятной работой, и мы были довольны, что теперь это будет делать машина. Окончательно смонтированный агрегат имел приличного размера экран, перед которым был пульт управления, входные и выходные ленточные конвейера для деталей. Не скрою, что мне было весьма приятно, когда старший из монтировщиков обратился к Анне с объявлением о готовности этого агрегата к работе, попросил её рекомендации об обучении работы на этом агрегате человека, которому она хотела бы это доверить, и Анна сразу указала на меня. Так как вся наша бригада в это время была поблизости от новинки, монтировщики попросили почему-то всех, кроме меня, вернуться на свои рабочие места. Когда я расположился за пультом перед экраном, старший монтировщик мне сказал, что они так делают, потому что агрегат этот первый по новой конструкции, крайне нежелательно, чтобы могли его неправильно использовать, поэтому у него предусмотрена особая система предосторожности. Я должен был в правом нижнем углу приложить к экрану свою правую ладонь, прибор зафиксировал её очертания, затем я набрал на пульте своё имя. Загорелся экран. "Здравствуй, Борис! Я готов к работе. Что нужно проверять? Введи код детали." После этого на конвейер слева нужно было выложить проверяемые зубчатые колёса, а справа установить две тары - для качественных деталей, и для забракованных. Нажимаешь на зелёную кнопку пульта - контроль начался. После окончания проверок при выключении агрегата появлялась надпись:" До свидания, Борис, до следующей встречи". Мелочь, вроде, а приятно. Один из моих коллег, мой тёзка, прочитав надпись, решил проверить, будет ли с ним этот агрегат работать? Вся бригада решила понаблюдать. Он занял место за пультом, включил машину. О ладони я его не предупредил... Появилась надпись: "Ты кто?" Он пишет - Борис. Агрегат отвечает: "Я тебя не знаю, с тобой работать не буду" - и выключается... Немая сцена...
Когда через восемь месяцев фабрика закрылась, исчезли звуки работающих станков, но наша бригада ещё недели две работала, деталей для проверки хватало. Я спросил у Анны, что стало с работающими. Она ответила, что практически всем предложили переехать на новую фабрику в Италии, некоторые, в основном неженатые, согласились, остальные подыскивали себе работу поблизости, кто-то стал безработным. Но все были заранее за много месяцев предупреждены...
Работа продолжилась на других предприятиях нашей земли, в одном из небольших посёлков запомнилась гостиница в бывшем зАмке весьма зажиточных немцев. ЗАмок, в котором, кроме гостиницы располагался ресторан и игровой клуб - кегельбан, весьма популярный в округе. Предки хозяев были, по всей видимости, охотниками и любителями искусств, поэтому в коридорах было множество чучел животных - от лис до косуль, картины на стенах, скульптуры в углах коридоров, натуральный музей...
Но больше всего мне запомнилась работа в Голландии, в городе Хелмонд.
Шеф нашей фирмы предложил желающим поработать на одной из фабрик в Голландии. Желающих было много, он отобрал шесть человек, в том числе и меня. Рано утром в понедельник, потратив около часа на дорогу, мы прошли на участок контроля в одном из цехов весьма немалого размера предприятия. Там уже трудились две бригады по шесть человек. Одна - женская, другая - из молодых парней достаточно смуглого вида, как оказалось - марокканцев, закончивших местный аналог наших профтехучилищ. Вместе с нашим шефом к нам подошёл хозяин фабрики. Поздоровался, внимательно осмотрел всех нас, и, отойдя с нашим шефом в сторонку, о чём-то с ним поговорил и удалился. Шеф подошёл к нам (мы расположились в дальнем углу), и тихонько пересказал разговор. Оказалось, что хозяин нанял нас пока на одну неделю. Он решил сравнить качество нашей работы с работой марокканцев. Женщины в расчёт не принимались, они оказались местными жительницами, работающими на полставки. Наш же шеф попросил нас "показать, как мы можем работать", перекуры устраивать не чаще, чем через пару часов работы, кофе пить только во время обеденного перерыва. Если наша бригада своей работой хозяину фабрики не подойдёт, то, мол, наша фирма тоже уж как-то без нас обойдётся... Как вы, уважаемые читатели мои, уже поняли, работали мы, что называется, не покладая рук.
Начав проверять детали (принцип проверки везде был одинаков - чертёж детали, технические требования, инструменты для контроля были всегда в наличии), я удивился частоте, с которой сидящие слева впереди от нас молодые смуглые парни - наши "конкуренты", куда-то уходили, и минут через двадцать возвращались, зачастую со стаканчиками свежего кофе, аромат которого наполнял весь наш участок. Я большой любитель кофе, аромат этот переполнял всю душу, очень хотелось тоже поучаствовать в "распитии", но слова шефа не выходили из головы... В первый обеденный перерыв женщины, наши коллеги, показали, как пройти к фабричной столовой. Выбор блюд был достаточным, всё было вкусно приготовлено (там я впервые в жизни попробовал спаржевый суп - пюре, пожалел только, что в недельных меню он был только два раза...), и стоимость полного обеда была более, чем сносной. До конца перерыва оставалось ещё четверть часа, и мне было весьма интересно понять, куда удалялись так часто наши молодые соседи. Обнаружив это, я поначалу не мог поверить своим глазам - настолько виденное отличалось от привычных хорошо знакомых мне условий для работающих на различных предприятиях СССР... Два небольших помещения около одной из торцовых сторон цеха. В первом - автоматы для воды, соков, чая, кофе, какао разнообразнейших сортов плюс небольшого размера бутерброды с различными наполнителями - и всё это, столь приятное глазу (и не только!..) - бесплатно! Во втором помещении - автомат для сигарет, платный, но дешевле, чем в городе... Уважаемые читатели мои! Как по вашему, долго ли такие бесплатные автоматы стояли бы в цехах наших предприятий в бывшем Союзе победившего социализма, если бы на такое решилось бы тамошнее руководство?..
В понедельник утром следующей недели нас уже ждал хозяин фабрики. Он сказал, что очень доволен работой нашей бригады, он заключил долгосрочный договор с нашей фирмой, мы можем спокойно работать дальше. А под окончание смены после разговора с хозяином фабрики к нам подошёл шеф нашей фирмы. Довольная улыбка не сходила с его лица. Оказывается, нам и нашим невольным конкурентам ежедневно давали на проверку одинаковые детали в одинаковой таре. Проверенные ими и нами и отобранные, как качественные и брачные детали размещали в разных концах склада, и пока что никуда не отправляли. Оказалось, что за неделю мы проверили почти вдвое больше деталей, но, главное, брака мы выявили намного больше молодёжи. Поэтому мы остались дальше работать, к нам завезли со склада уже проверенные марокканцами детали, и среди них мы снова нашли немало брачных...
Если первые недели мы ежедневно ехали на работу из Германии в Голландию и с работы назад (это было достаточно утомительно), то после заключения долгосрочного договора шеф нашей фирмы стал устраивать нас в местные гостиницы. Так как это было летнее время, найти свободные места оказалось весьма нелегко, в итоге мы недолго побывали в разных гостиницах в разных частях города и его пригородов, что, в свою очередь, помогло получше ознакомиться с архитектурой и примечательностями этого относительно небольшого, но весьма интересного для меня города. Огромное количество велосипедов, везде клумбы с цветами, множество каналов, широких, и не очень. Нередкими были пришвартованные к берегу небольшие самоходные баржи, которые использовались под жильё как местными жителями, так и туристами. А какое разнообразие архитектур! Особенно потряс моё воображение целый квартал трёхэтажных жилых домов, каждый из которых представлял собой подобие куба, стоящего на одной вершине!.. Представили себе? Такого я больше нигде не встречал! Причём все дома были ярко окрашены разного цвета красками. Подавляющее большинство местных жителей, которые встречались нам во времена прогулок, выглядели весьма дружелюбно, зачастую здороваясь с нами, хоть мы ни с кем не были знакомы. Обедать я старался побыстрее, чтобы либо осмотреть цеха, либо накоротко ещё прогуляться около фабрики. Однажды за воротами фабрики я был удивлён огромным количеством горожан в праздничных одеждах с букетами цветов и флажками Голландии в руках. Оказалось, что по старинной традиции в этот день Хелмонд посещает королевская семья и прогуливается по его улицам. Жаль, что главных героев шествия мне увидеть не удалось - они уже прошли...
Один из станков, стоящий в нашем цеху относительно недалеко от нашего участка, с самого начала моей работы там привлёк моё особое внимание. Когда редко, но появлялся короткий промежуток свободного времени между окончанием проверки партии деталей, а следующую к нам ещё не завезли, я позволял себе подойти к нему и полюбоваться его работой. Более тридцати лет отработал я на бердичевском станкостроительном заводе, в ходе производственных командировок побывал на немалом числе предприятий в Москве, Харькове, Рязани, Горьком и других городах Союза, поэтому представление о разнообразных станках с ручным и программным управлением, выпускаемых и эксплуатируемых на заводах СССР, я имел достаточно широкое. А теперь представьте себе, уважаемые читатели моего опуса, некий агрегат длиной метров пять, шириной и высотой по метра два, весь закрытый блестящим белым кожухом. Справа и слева к торцам этого агрегата подходят узкие рельсовые пути, посредине в кожухе на уровне сидящего человека есть углубление где-то в полметра, там расположен пульт управления с экраном и клавиатурой. Сидящий перед пультом в удобном кресле оператор, с которым я познакомился, рассказал, а однажды и показал, как это чудо техники того времени работает. Когда закончился цикл обработки предыдущей детали, оператор набирает на пульте номер детали, которая должна изготавливаться следующей. Агрегат сам даёт указание складу сырья, оттуда выезжает автоматизированная тележка с заготовкой - прутком оговоренной марки металла соответствующего диаметра и длины. Непрерывно подавая звуковые и световые сигналы, тележка подъезжает к агрегату (назвать его просто станком у меня не хватает воображения) справа от операторского места, открывается входное отверстие, тележка поднимает привезённый пруток на необходимую высоту и подаёт его в приёмное устройство агрегата. Пруток захватывается, втягивается на нужную для начала обработки длину, и цикл обработки начинается. Тележка уезжает на склад. Все необходимые инструменты находятся внутри агрегата. После окончания обработки снова начинают раздаваться звуковые и световые сигналы. Теперь уже слева от агрегата подъезжает другая автоматизированная тележка с пустой тарой. Подходит вплотную к левому торцу, там открывается люк, и тара наполняется готовой продукцией. Фантастика, да и только! Чувство, подобное восторгу, испытывал я каждый раз, когда созерцал это нигде до того не виданное зрелище!
В гостиницах в стоимость номеров зачастую входила и стоимость завтраков. В одной из многоэтажных гостиниц в первое утро после ночлега наша бригада зашла в кафе на первом этаже. Как назло, очередь перед нами оказалась немалого размера, и как-то медленно продвигалась она вперёд. Один из наших коллег, мужчина с Урала двухметрового роста, нервничая, всё поглядывал поверх голов впередистоящих на молодую женщину, выполняющую заказы, и вдруг не сдержал своих эмоций и достаточно громко, обернувшись к нам (мы все стояли за ним) выпалил: "Посмотрите только на эту с...ку, как она медленно работает!". Внезапно мы услышали очень приятный женский голос: "Ребята! Вы говорите по - русски? Сейчас я всё сделаю побыстрее!"... Достаточно быстро получили мы наши заказы, пока завтракали, очередь закончилась, женщина подошла к нам, представилась женой хозяина гостиницы. Сама она оказалась из Молдавии, однажды там познакомилась с молодым голландским туристом, между ними завязались отношения. Голландец женился на ней, перевёз в Хелмонд, и вот уже пять лет она работает в гостиничном кафе. За всё это время она впервые услыхала русскую речь среди постояльцев, очень этому обрадовалась, узнала, как каждого из нас звать, чем бы мы желали завтракать, и уже со следующего утра на столиках кафе стояли таблички с нашими именами и порциями еды... Не скрою, это было очень даже приятно, с таким я больше нигде не встречался. Жаль только, что такое удовольствие длилось не больше одного месяца, дальше свободных номеров в этой гостинице не было. Снова пришлось ежедневно ездить из Германии в Голландию и назад, пока не нашлись свободные номера в подобии советского дома отдыха в лесу в одном из пригородных посёлков. Это было явное село, но посмотрели бы вы, как были ухожены дома, какие сады и цветники окружали эти жилища!.. Один дом настолько привлёк моё внимание, что я попросил коллегу, в чьей машине я в этот день ехал, остановиться. Вышел, присмотрелся, принюхался. Это оказался кирпичный коровник, покрытый очень аккуратно уложенной соломенной (!) крышей, на доме стояла дата постройки - 1871 (!..). Заметив наш интерес, подошёл к нам местный житель, друг - друга мы смогли понять. Он рассказал, что согласно решению поселкового совета, этот коровник сохраняется, как памятник местной истории, он используется по сей день. Солома для крыши подвергается специальной обработке по старинному рецепту, благодаря чему её надо менять не чаще, чем раз в пять лет...
Работы постепенно прибавилось, к нам стали завозить для проверки детали и из других предприятий, выросла и численность бригады - до десяти человек. Не могу сказать, что работа наша всегда протекала без конфликтов. Всякое бывало. Однажды в последний рабочий день недели после обеда к нам завезли огромную партию деталей с другого предприятия - изготовителя для контроля и какой-то последующей обработки. Все детали были в смазке, которую нам надо было удалить, а детали проверить и передать пока на склад для хранения и обработки на следующей неделе. Работа такая мне не особенно нравилась - полностью удалить смазку, детали промыть в специальной мойке, просушить, лишь после этого проверить на соответствие всем чертёжным параметрам. Смазка была какая-то непривычная - достаточно густая, тёмно-бурого цвета. Через некоторое время мне пришло в голову, что окраска деталей после мойки и сушки весьма напоминает ржавчину, а такое в качественных деталях не допускалось. Я поделился своими соображениями с коллегами. Большинство просто пожало плечами, а бывший главный инженер, как он частенько подчёркивал, крупного днепропетровского автопарка, посоветовал мне не лезть не в своё дело. Мол, скоро нам домой ехать нужно, а тут ты с твоими фокусами... Всё-таки вызвал я старшего по смене на фабрике. Тот понял, в чём дело, весьма удивился, стал созваниваться с производителями. Попросил нас до ответного звонка не уходить, так как заказ был срочным. В итоге мы просидели почти лишний час, на меня некоторые коллеги мои просто обозлились и не стеснялись это показывать, когда пришёл руководитель смены, и велел контроль прекратить. С опозданием поехали мы домой.
В воскресенье мне позвонил шеф нашей фирмы, и велел на работу больше не выходить - из-за жалоб некоторых товарищей на моё нехорошее поведение и неуважение к коллегам... Было обидно, но ничего не поделаешь, по условиям договора такое завершение работы там предусматривалось... Но вечером во вторник снова прозвучал звонок от шефа. Он извинился, и просил со среды снова начать работать, причём пропущенные два дня он засчитает мне, как рабочие! Он решил выяснить все обстоятельства случившегося. Оказалось что на предприятии-изготовителе этих деталей к ним ошибочно применили для хранения не соответствующую данному металлу смазку, из-за чего и начался процесс окисления. Все детали вернули назад изготовителю...
К этому времени дочери пришлось повторно обучаться в немецком университете по специальности, полученной ранее в киевском университете им. Шевченко (руководство КГУ не посчитало нужным внести эту новую для университета математическую специальность в международный квалификационный перечень, из-за чего за пределами Украины её не могли признать...). Доченька наша, несмотря на рождение первенца, досрочно завершила обучение с наивысшими в Германии отметками, и ей сразу же предложили поступить в аспирантуру. Достаточно быстро нам с супругой стало понятно, что без нашей помощи дочери придётся очень тяжело, мы посовещались, и я написал заявление на увольнение. Шеф никак не мог поверить что это связано с уходом за внуком, пообещал даже увеличить зарплату, но моё решение было окончательным...
И это тоже была весьма нужная работа, но уже другого плана. А с многими коллегами по прежней работе я подружился, мы общаемся и по сей день...
Если терпение Ваше не иссякло, то окончание моего повествования следует...
Borys- Почётный Бердичевлянин
- Возраст : 77
Страна : Город : Оберхаузен
Район проживания : Центральная поликлиника
Место учёбы, работы. : Школа №9, маштехникум, завод Комсомолец
Дата регистрации : 2010-02-24 Количество сообщений : 2763
Репутация : 2977
Jenny поставил(а) лайк
Германия изнутри глазами бердичевлянина. Продолжение. Часть пятая. Трудись, трудящийся, трудись... :: Комментарии
Нет комментариев.
Похожие темы
» Германия изнутри глазами бердичевлянина. Продолжение.
» Германия изнутри глазами бердичевлянина. Продолжение 2
» Германия изнутри глазами бердичевлянина. Часть шестая. Окончание.
» Германия изнутри глазами бердичевлянина. Продолжение. Работа всё ближе, всё ближе...
» Германия изнутри глазами бердичевлянина.
» Германия изнутри глазами бердичевлянина. Продолжение 2
» Германия изнутри глазами бердичевлянина. Часть шестая. Окончание.
» Германия изнутри глазами бердичевлянина. Продолжение. Работа всё ближе, всё ближе...
» Германия изнутри глазами бердичевлянина.
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вс 17 Ноя - 19:01:39 автор Borys
» Мои воспоминания
Пн 28 Окт - 12:39:12 автор Kim
» Ответы на непростой вопрос...
Сб 19 Окт - 11:44:36 автор Borys
» Универсальный ответ
Чт 17 Окт - 18:31:54 автор Borys
» Каких иногда выпускали инженеров.
Чт 17 Окт - 12:12:19 автор Borys
» Спаситель еврейских детей
Ср 25 Сен - 11:09:24 автор Borys
» Рондель Еля Шаєвич (Ізя-газировщик)
Пт 20 Сен - 7:37:04 автор Kim
» О б ь я в л е н и е !
Сб 22 Июн - 10:05:08 автор Kim
» И вдруг алкоголь подействовал!..
Вс 16 Июн - 16:14:55 автор Borys
» Давно он так над собой не смеялся!
Сб 15 Июн - 14:17:06 автор Kim
» Последователи и потомки Авраама
Вт 11 Июн - 8:05:37 автор Kim
» Холокост - трагедия европейских евреев
Вт 11 Июн - 7:42:28 автор Kim
» Выдающиеся люди
Вс 9 Июн - 7:09:59 автор Kim
» Израиль и Израильтяне
Пн 3 Июн - 15:46:08 автор Kim
» Глянь, кто идёт!
Вс 2 Июн - 17:56:38 автор Borys