БЕРДИЧЕВЛЯНЕ ЗА РУБЕЖОМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Количество посещений
бесплатный счетчик посещений

 

Последние темы
» Домино, огуречный рассол, лазерный луч, вдумчивый ум, и вот оно, открытие!
Особый секрет EmptyВс 17 Ноя - 19:01:39 автор Borys

» Мои воспоминания
Особый секрет EmptyПн 28 Окт - 12:39:12 автор Kim

» Ответы на непростой вопрос...
Особый секрет EmptyСб 19 Окт - 11:44:36 автор Borys

» Универсальный ответ
Особый секрет EmptyЧт 17 Окт - 18:31:54 автор Borys

» Каких иногда выпускали инженеров.
Особый секрет EmptyЧт 17 Окт - 12:12:19 автор Borys

» Спаситель еврейских детей
Особый секрет EmptyСр 25 Сен - 11:09:24 автор Borys

» Рондель Еля Шаєвич (Ізя-газировщик)
Особый секрет EmptyПт 20 Сен - 7:37:04 автор Kim

» О б ь я в л е н и е !
Особый секрет EmptyСб 22 Июн - 10:05:08 автор Kim

» И вдруг алкоголь подействовал!..
Особый секрет EmptyВс 16 Июн - 16:14:55 автор Borys

» Давно он так над собой не смеялся!
Особый секрет EmptyСб 15 Июн - 14:17:06 автор Kim

» Последователи и потомки Авраама
Особый секрет EmptyВт 11 Июн - 8:05:37 автор Kim

» Холокост - трагедия европейских евреев
Особый секрет EmptyВт 11 Июн - 7:42:28 автор Kim

» Выдающиеся люди
Особый секрет EmptyВс 9 Июн - 7:09:59 автор Kim

» Израиль и Израильтяне
Особый секрет EmptyПн 3 Июн - 15:46:08 автор Kim

» Глянь, кто идёт!
Особый секрет EmptyВс 2 Июн - 17:56:38 автор Borys

Вход

Забыли пароль?

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Реклама
Особый секрет Benim10
Социальные закладки

Социальные закладки reddit      

Поместите адрес форума БЕРДИЧЕВЛЯНЕ ЗА РУБЕЖОМ на вашем сайте социальных закладок (social bookmarking)

RSS-каналы


Yahoo! 
MSN 
AOL 
Netvibes 
Bloglines 


Посетители
Locations of visitors to this page

Особый секрет

Перейти вниз

20170808

Сообщение 

Особый секрет Empty Особый секрет




                        Особый секрет
  Закончился очередной мой рабочий день на бердичевском станкостроительном заводе "Комсомолец", и я неспешно отправился домой, наслаждаясь буйством весенней зелени. Пышно распустились деревья, и я запланировал по дороге домой пройти через городской парк. На одном из поворотов почти столкнулся я со своим старшим братом, Михаилом, преподавателем машиностроительного техникума. Мы поздоровались, и он задержал мою руку в своей. "Сейчас я тебе такое расскажу!.." - у него глаза расширились и от возбуждения он даже покачал головой. Весьма заинтригованный, я остановился.

  Оказалось, что утром этого дня мой брат повёл группу студентов маштехникума на экскурсию на бердичевский завод химического машиностроения "Прогресс". (В это время "Прогресс", с его почти семью тысячами работающих и собственным специальным конструкторским бюро (СКБ) был, если можно так выразиться, в зените своей славы. Его продукция, прежде всего фильтровальные прессы разного назначения, пользовались широким спросом по всему миру). Ещё при оформлении пропуска для группы брат обратил внимание на некоторую повышенную нервозность работников бюро пропусков и охраны, но не придал этому значения, полагая, что такое поведение связано с какой-то внеочередной проверкой этих служб. Брат начал экскурсию с заготовительного производства, и водил ребят из цеха в цех, ознакамливая их по ходу дела с с возможностями обработки различных деталей на разных видах оборудования. В конце экскурсии группа зашла в один из цехов, в котором собиралась несущая рама какого-то пресса. Элементы большинства частей рамы сваривались из различных металлических профилей (так называемых уголков, швеллеров и т.п.).

  И в это время, когда брат объяснял студентам способы соединения различных частей рамы, открылись входные ворота, и со двора завода в цех вошла большая группа людей в одинаковых новеньких голубых рабочих халатах, из под которых выглядывали строгие чёрные костюмы. Группу сопровождало всё высшее заводское руководство - директор завода, главный инженер, главный технолог, начальник производственного отдела, начальники цехов. Как объяснил брату знакомый ему начальник одного из цехов, приехали японцы со своим переводчиком. К этому времени Япония закупила у Министерства химической промышленности, которому подчинялся завод "Прогресс", лицензию на производство одного из видов прессов, и в ходе изготовления первого же пресса возникла настолько серьёзная неразрешимая для японских технарей коллизия, что они добились разрешения у Москвы на посещение бердичевского предприятия для решения некоторых вопросов "на месте"...

  Увидав собираемую раму, японцы чуть ли не бегом устремились к ней. Из под халатов были извлечены фото- и кинокамеры. Студенты были вынуждены попятиться, но продолжали со всё возрастающим интересом наблюдать за этой необычной картиной. Согласитесь, ведь не каждый день можно увидеть группу японцев, ощупывающих перед вашими глазами гору какого-то металла... Один из членов японской делегации вытащил из своего портфеля какие-то бумаги, подозвал к себе переводчика, и с его помощью рассказал о сути их интереса. Оказалось, что в ходе изготовления первой рамы для фильтпресса по купленной японцами лицензии (были закуплены и все необходимые чертежи и описания последовательности обработки каждой детали с указанием необходимого оборудования и инструмента), они натолкнулись в технологических процессах сварки и последующей сборки элементов рамы на непонятные для них "пустые места". Так, после почти каждой сварочной операции была запись:" Отрихтовать сварную конструкцию в соответствии с чертежом ", но ни оборудование для такой коррекции, ни инструмент не были указаны...

  По словам японца, они пришли к выводу, что тут скрыт какой-то "особый секрет" производителя, не попавший в закупленную лицензию. Так как рама в собранном состоянии была размером с двухэтажный дом, то, по представлению японцев, рихтовочная машина для исправления возникших после сварки отклонений от чертежей должна быть значительно большей по размеру. Учитывая, что после закупки лицензии на производство фильтпрессов у японской фирмы - изготовителя образовался огромный пакет заказов, они готовы провести отдельные переговоры с "прогрессантами" для решения данного вопроса. Когда понявшие "японскую проблему" заводчане заулыбались, члены заморской делегации переглянулись и стали очень серьёзными. Решили, видимо, что правда сейчас "всплывёт".

  Главный инженер завода велел начальнику цеха:" Покажи им, как это делается". Тот дал соответствующее указание бригадиру сборщиков. Вместе с гостями был быстро найден один из вертикальных опорных элементов рамы, отклонившийся после сварки из-за так называемой "поводки" на несколько миллиметров от чертёжных требований. Засверкали вспышки фотоаппаратов, заработали кинокамеры. Бригадир сделал несколько пометок мелом в "нужных" места. Горелкой сварочного аппарата в соответствующем режиме было прогрето это место, и крепкого вида рабочий поднял кувалду (у японцев расширились глаза и они подались назад) и ударил несколько раз по обозначенному месту, пока этот элемент рамы не занял положенное ему по чертежу место...

  Обычно сдержанные японцы громко засмеялись, бросились к рабочим, стали пожимать им руки. Попросили, чтобы рабочий снова поднял кувалду (кувалда - это достаточно тяжёлый молот на длинной ручке), и прислонил её к "ударенному" месту, и так запечатлели эту сцену.

  Выслушав брата и отдав должное "живописности" его повествования, я, в свою очередь рассказал ему об одной истории из жизни известного в своё время инженер-адмирала Крылова (об этой истории я прочитал в книге воспоминаний А.Н.Крылова).

  Перед началом первой мировой войны Великобритания, готовясь к противостоянию с Германией, заканчивала строительство самого крупного на тот момент дредноута (линейного корабля). Дредноут был уже спущен на воду, его надстройки были уже в значительной степени оборудованы, но внезапно выяснилось, что огромного размера главный вал, передающий мощность двигательному винту, при вращении "бьёт". Говоря простым языком, его ось отчего-то при монтаже изогнулась, и если этот дефект срочно не исправить, то дредноут не сможет нормально двигаться, и все узлы, связанные с креплением этого вала, разрушатся из-за этого биения без всякого боестолкновения с противником. Возвратить такую махину на судостроительный завод и разобрать уже почти собранный корабль по предстоящим расходам было бы равносильно строительству нового корабля и потребовало бы значительных потерь времени...
Адмиралтейство Великобритании обратилось за помощью к союзникам. За "решение" этого вопроса без разборки корабля была обещана весьма большая по тем временам сумма в сто тысяч фунтов стерлингов.

   Узнав о проблеме, инженер-адмирал А.Н.Крылов, по достоинству занимавший тогда высокие посты в морском министерстве царской России, сообщил своему начальству и англичанам, что он берётся решить возникшую проблему. От начальства было получено разрешение, на самом быстроходном судне Крылов прибыл в Великобританию, и был доставлен к злополучному дредноуту. Не теряя времени, с небольшим чемоданчиком в руках Крылов опустился в нижние помещения судна к ходовому валу. Из чемоданчика был извлечён привезённый Крыловым мерительный инструмент - стрелочный микрометрический индикатор часового типа. Дополнительно параллельно валу была установлена точная прямолинейная штанга. Велев вручную прокручивать ходовой вал, Крылов после множества измерений  установил место наибольшего изгиба оси вала, и сделал на поверхности вала пометку мелом. Затем Крылов попросил выделить ему в помощь матроса покрепче, и принести кувалду. Несколько раз прорепетировав с помощником высоту подъёма кувалды и скорость её опускания, он велел нанести удар в указанную точку. Одного удара хватило, чтобы биение вала исчезло! Многократное прокручивание вала в холостом и рабочем режиме показало полное исчезновение злополучной проблемы...

  Восторженному удивлению англичан не было границ. Чуть ли не на руках матросов и офицеров Крылов был доставлен на берег, в его честь адмиралтейство устроило великолепный приём. Недовольным был только министр финансов. "Как я могу просить у короля Великобритании сто тысяч фунтов стерлингов за один удар кувалдой?" - воскликнул он. В ответ Крылов выписал счёт - требование. "За один удар кувалдой - 1 фунт стерлингов. За знание, куда и как надо ударить кувалдой - 99999 фунтов стерлингов". И король счёт подписал...

Бердичевляне не оказались столь меркантильными и никаких дополнительных расходов японцам за раскрытие "особого секрета" не понадобилось...
Borys
Borys
Почётный Бердичевлянин
Почётный Бердичевлянин

Возраст : 77 Мужчина
Страна : Германия Город : Оберхаузен
Район проживания : Центральная поликлиника
Место учёбы, работы. : Школа №9, маштехникум, завод Комсомолец
Дата регистрации : 2010-02-24 Количество сообщений : 2763
Репутация : 2977

Вернуться к началу Перейти вниз

Опубликовать эту запись на: reddit

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения