Последние темы
Вход
Поиск
Навигация
ПРАВИЛА ФОРУМА---------------
ИСТОРИЯ БЕРДИЧЕВА
КНИГА ОТЗЫВОВ
ПОИСК ЛЮДЕЙ
ВСЁ О БЕРДИЧЕВЕ
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
ПРОФИЛЬ
ВОПРОСЫ
Реклама
Социальные закладки
Поместите адрес форума БЕРДИЧЕВЛЯНЕ ЗА РУБЕЖОМ на вашем сайте социальных закладок (social bookmarking)
Особый секрет
БЕРДИЧЕВЛЯНЕ ЗА РУБЕЖОМ :: РАЗНОЕ :: Наши Блоги :: Borys
Страница 1 из 1
20170808
Особый секрет
Особый секрет
Закончился очередной мой рабочий день на бердичевском станкостроительном заводе "Комсомолец", и я неспешно отправился домой, наслаждаясь буйством весенней зелени. Пышно распустились деревья, и я запланировал по дороге домой пройти через городской парк. На одном из поворотов почти столкнулся я со своим старшим братом, Михаилом, преподавателем машиностроительного техникума. Мы поздоровались, и он задержал мою руку в своей. "Сейчас я тебе такое расскажу!.." - у него глаза расширились и от возбуждения он даже покачал головой. Весьма заинтригованный, я остановился.
Оказалось, что утром этого дня мой брат повёл группу студентов маштехникума на экскурсию на бердичевский завод химического машиностроения "Прогресс". (В это время "Прогресс", с его почти семью тысячами работающих и собственным специальным конструкторским бюро (СКБ) был, если можно так выразиться, в зените своей славы. Его продукция, прежде всего фильтровальные прессы разного назначения, пользовались широким спросом по всему миру). Ещё при оформлении пропуска для группы брат обратил внимание на некоторую повышенную нервозность работников бюро пропусков и охраны, но не придал этому значения, полагая, что такое поведение связано с какой-то внеочередной проверкой этих служб. Брат начал экскурсию с заготовительного производства, и водил ребят из цеха в цех, ознакамливая их по ходу дела с с возможностями обработки различных деталей на разных видах оборудования. В конце экскурсии группа зашла в один из цехов, в котором собиралась несущая рама какого-то пресса. Элементы большинства частей рамы сваривались из различных металлических профилей (так называемых уголков, швеллеров и т.п.).
И в это время, когда брат объяснял студентам способы соединения различных частей рамы, открылись входные ворота, и со двора завода в цех вошла большая группа людей в одинаковых новеньких голубых рабочих халатах, из под которых выглядывали строгие чёрные костюмы. Группу сопровождало всё высшее заводское руководство - директор завода, главный инженер, главный технолог, начальник производственного отдела, начальники цехов. Как объяснил брату знакомый ему начальник одного из цехов, приехали японцы со своим переводчиком. К этому времени Япония закупила у Министерства химической промышленности, которому подчинялся завод "Прогресс", лицензию на производство одного из видов прессов, и в ходе изготовления первого же пресса возникла настолько серьёзная неразрешимая для японских технарей коллизия, что они добились разрешения у Москвы на посещение бердичевского предприятия для решения некоторых вопросов "на месте"...
Увидав собираемую раму, японцы чуть ли не бегом устремились к ней. Из под халатов были извлечены фото- и кинокамеры. Студенты были вынуждены попятиться, но продолжали со всё возрастающим интересом наблюдать за этой необычной картиной. Согласитесь, ведь не каждый день можно увидеть группу японцев, ощупывающих перед вашими глазами гору какого-то металла... Один из членов японской делегации вытащил из своего портфеля какие-то бумаги, подозвал к себе переводчика, и с его помощью рассказал о сути их интереса. Оказалось, что в ходе изготовления первой рамы для фильтпресса по купленной японцами лицензии (были закуплены и все необходимые чертежи и описания последовательности обработки каждой детали с указанием необходимого оборудования и инструмента), они натолкнулись в технологических процессах сварки и последующей сборки элементов рамы на непонятные для них "пустые места". Так, после почти каждой сварочной операции была запись:" Отрихтовать сварную конструкцию в соответствии с чертежом ", но ни оборудование для такой коррекции, ни инструмент не были указаны...
По словам японца, они пришли к выводу, что тут скрыт какой-то "особый секрет" производителя, не попавший в закупленную лицензию. Так как рама в собранном состоянии была размером с двухэтажный дом, то, по представлению японцев, рихтовочная машина для исправления возникших после сварки отклонений от чертежей должна быть значительно большей по размеру. Учитывая, что после закупки лицензии на производство фильтпрессов у японской фирмы - изготовителя образовался огромный пакет заказов, они готовы провести отдельные переговоры с "прогрессантами" для решения данного вопроса. Когда понявшие "японскую проблему" заводчане заулыбались, члены заморской делегации переглянулись и стали очень серьёзными. Решили, видимо, что правда сейчас "всплывёт".
Главный инженер завода велел начальнику цеха:" Покажи им, как это делается". Тот дал соответствующее указание бригадиру сборщиков. Вместе с гостями был быстро найден один из вертикальных опорных элементов рамы, отклонившийся после сварки из-за так называемой "поводки" на несколько миллиметров от чертёжных требований. Засверкали вспышки фотоаппаратов, заработали кинокамеры. Бригадир сделал несколько пометок мелом в "нужных" места. Горелкой сварочного аппарата в соответствующем режиме было прогрето это место, и крепкого вида рабочий поднял кувалду (у японцев расширились глаза и они подались назад) и ударил несколько раз по обозначенному месту, пока этот элемент рамы не занял положенное ему по чертежу место...
Обычно сдержанные японцы громко засмеялись, бросились к рабочим, стали пожимать им руки. Попросили, чтобы рабочий снова поднял кувалду (кувалда - это достаточно тяжёлый молот на длинной ручке), и прислонил её к "ударенному" месту, и так запечатлели эту сцену.
Выслушав брата и отдав должное "живописности" его повествования, я, в свою очередь рассказал ему об одной истории из жизни известного в своё время инженер-адмирала Крылова (об этой истории я прочитал в книге воспоминаний А.Н.Крылова).
Перед началом первой мировой войны Великобритания, готовясь к противостоянию с Германией, заканчивала строительство самого крупного на тот момент дредноута (линейного корабля). Дредноут был уже спущен на воду, его надстройки были уже в значительной степени оборудованы, но внезапно выяснилось, что огромного размера главный вал, передающий мощность двигательному винту, при вращении "бьёт". Говоря простым языком, его ось отчего-то при монтаже изогнулась, и если этот дефект срочно не исправить, то дредноут не сможет нормально двигаться, и все узлы, связанные с креплением этого вала, разрушатся из-за этого биения без всякого боестолкновения с противником. Возвратить такую махину на судостроительный завод и разобрать уже почти собранный корабль по предстоящим расходам было бы равносильно строительству нового корабля и потребовало бы значительных потерь времени...
Адмиралтейство Великобритании обратилось за помощью к союзникам. За "решение" этого вопроса без разборки корабля была обещана весьма большая по тем временам сумма в сто тысяч фунтов стерлингов.
Узнав о проблеме, инженер-адмирал А.Н.Крылов, по достоинству занимавший тогда высокие посты в морском министерстве царской России, сообщил своему начальству и англичанам, что он берётся решить возникшую проблему. От начальства было получено разрешение, на самом быстроходном судне Крылов прибыл в Великобританию, и был доставлен к злополучному дредноуту. Не теряя времени, с небольшим чемоданчиком в руках Крылов опустился в нижние помещения судна к ходовому валу. Из чемоданчика был извлечён привезённый Крыловым мерительный инструмент - стрелочный микрометрический индикатор часового типа. Дополнительно параллельно валу была установлена точная прямолинейная штанга. Велев вручную прокручивать ходовой вал, Крылов после множества измерений установил место наибольшего изгиба оси вала, и сделал на поверхности вала пометку мелом. Затем Крылов попросил выделить ему в помощь матроса покрепче, и принести кувалду. Несколько раз прорепетировав с помощником высоту подъёма кувалды и скорость её опускания, он велел нанести удар в указанную точку. Одного удара хватило, чтобы биение вала исчезло! Многократное прокручивание вала в холостом и рабочем режиме показало полное исчезновение злополучной проблемы...
Восторженному удивлению англичан не было границ. Чуть ли не на руках матросов и офицеров Крылов был доставлен на берег, в его честь адмиралтейство устроило великолепный приём. Недовольным был только министр финансов. "Как я могу просить у короля Великобритании сто тысяч фунтов стерлингов за один удар кувалдой?" - воскликнул он. В ответ Крылов выписал счёт - требование. "За один удар кувалдой - 1 фунт стерлингов. За знание, куда и как надо ударить кувалдой - 99999 фунтов стерлингов". И король счёт подписал...
Бердичевляне не оказались столь меркантильными и никаких дополнительных расходов японцам за раскрытие "особого секрета" не понадобилось...
Закончился очередной мой рабочий день на бердичевском станкостроительном заводе "Комсомолец", и я неспешно отправился домой, наслаждаясь буйством весенней зелени. Пышно распустились деревья, и я запланировал по дороге домой пройти через городской парк. На одном из поворотов почти столкнулся я со своим старшим братом, Михаилом, преподавателем машиностроительного техникума. Мы поздоровались, и он задержал мою руку в своей. "Сейчас я тебе такое расскажу!.." - у него глаза расширились и от возбуждения он даже покачал головой. Весьма заинтригованный, я остановился.
Оказалось, что утром этого дня мой брат повёл группу студентов маштехникума на экскурсию на бердичевский завод химического машиностроения "Прогресс". (В это время "Прогресс", с его почти семью тысячами работающих и собственным специальным конструкторским бюро (СКБ) был, если можно так выразиться, в зените своей славы. Его продукция, прежде всего фильтровальные прессы разного назначения, пользовались широким спросом по всему миру). Ещё при оформлении пропуска для группы брат обратил внимание на некоторую повышенную нервозность работников бюро пропусков и охраны, но не придал этому значения, полагая, что такое поведение связано с какой-то внеочередной проверкой этих служб. Брат начал экскурсию с заготовительного производства, и водил ребят из цеха в цех, ознакамливая их по ходу дела с с возможностями обработки различных деталей на разных видах оборудования. В конце экскурсии группа зашла в один из цехов, в котором собиралась несущая рама какого-то пресса. Элементы большинства частей рамы сваривались из различных металлических профилей (так называемых уголков, швеллеров и т.п.).
И в это время, когда брат объяснял студентам способы соединения различных частей рамы, открылись входные ворота, и со двора завода в цех вошла большая группа людей в одинаковых новеньких голубых рабочих халатах, из под которых выглядывали строгие чёрные костюмы. Группу сопровождало всё высшее заводское руководство - директор завода, главный инженер, главный технолог, начальник производственного отдела, начальники цехов. Как объяснил брату знакомый ему начальник одного из цехов, приехали японцы со своим переводчиком. К этому времени Япония закупила у Министерства химической промышленности, которому подчинялся завод "Прогресс", лицензию на производство одного из видов прессов, и в ходе изготовления первого же пресса возникла настолько серьёзная неразрешимая для японских технарей коллизия, что они добились разрешения у Москвы на посещение бердичевского предприятия для решения некоторых вопросов "на месте"...
Увидав собираемую раму, японцы чуть ли не бегом устремились к ней. Из под халатов были извлечены фото- и кинокамеры. Студенты были вынуждены попятиться, но продолжали со всё возрастающим интересом наблюдать за этой необычной картиной. Согласитесь, ведь не каждый день можно увидеть группу японцев, ощупывающих перед вашими глазами гору какого-то металла... Один из членов японской делегации вытащил из своего портфеля какие-то бумаги, подозвал к себе переводчика, и с его помощью рассказал о сути их интереса. Оказалось, что в ходе изготовления первой рамы для фильтпресса по купленной японцами лицензии (были закуплены и все необходимые чертежи и описания последовательности обработки каждой детали с указанием необходимого оборудования и инструмента), они натолкнулись в технологических процессах сварки и последующей сборки элементов рамы на непонятные для них "пустые места". Так, после почти каждой сварочной операции была запись:" Отрихтовать сварную конструкцию в соответствии с чертежом ", но ни оборудование для такой коррекции, ни инструмент не были указаны...
По словам японца, они пришли к выводу, что тут скрыт какой-то "особый секрет" производителя, не попавший в закупленную лицензию. Так как рама в собранном состоянии была размером с двухэтажный дом, то, по представлению японцев, рихтовочная машина для исправления возникших после сварки отклонений от чертежей должна быть значительно большей по размеру. Учитывая, что после закупки лицензии на производство фильтпрессов у японской фирмы - изготовителя образовался огромный пакет заказов, они готовы провести отдельные переговоры с "прогрессантами" для решения данного вопроса. Когда понявшие "японскую проблему" заводчане заулыбались, члены заморской делегации переглянулись и стали очень серьёзными. Решили, видимо, что правда сейчас "всплывёт".
Главный инженер завода велел начальнику цеха:" Покажи им, как это делается". Тот дал соответствующее указание бригадиру сборщиков. Вместе с гостями был быстро найден один из вертикальных опорных элементов рамы, отклонившийся после сварки из-за так называемой "поводки" на несколько миллиметров от чертёжных требований. Засверкали вспышки фотоаппаратов, заработали кинокамеры. Бригадир сделал несколько пометок мелом в "нужных" места. Горелкой сварочного аппарата в соответствующем режиме было прогрето это место, и крепкого вида рабочий поднял кувалду (у японцев расширились глаза и они подались назад) и ударил несколько раз по обозначенному месту, пока этот элемент рамы не занял положенное ему по чертежу место...
Обычно сдержанные японцы громко засмеялись, бросились к рабочим, стали пожимать им руки. Попросили, чтобы рабочий снова поднял кувалду (кувалда - это достаточно тяжёлый молот на длинной ручке), и прислонил её к "ударенному" месту, и так запечатлели эту сцену.
Выслушав брата и отдав должное "живописности" его повествования, я, в свою очередь рассказал ему об одной истории из жизни известного в своё время инженер-адмирала Крылова (об этой истории я прочитал в книге воспоминаний А.Н.Крылова).
Перед началом первой мировой войны Великобритания, готовясь к противостоянию с Германией, заканчивала строительство самого крупного на тот момент дредноута (линейного корабля). Дредноут был уже спущен на воду, его надстройки были уже в значительной степени оборудованы, но внезапно выяснилось, что огромного размера главный вал, передающий мощность двигательному винту, при вращении "бьёт". Говоря простым языком, его ось отчего-то при монтаже изогнулась, и если этот дефект срочно не исправить, то дредноут не сможет нормально двигаться, и все узлы, связанные с креплением этого вала, разрушатся из-за этого биения без всякого боестолкновения с противником. Возвратить такую махину на судостроительный завод и разобрать уже почти собранный корабль по предстоящим расходам было бы равносильно строительству нового корабля и потребовало бы значительных потерь времени...
Адмиралтейство Великобритании обратилось за помощью к союзникам. За "решение" этого вопроса без разборки корабля была обещана весьма большая по тем временам сумма в сто тысяч фунтов стерлингов.
Узнав о проблеме, инженер-адмирал А.Н.Крылов, по достоинству занимавший тогда высокие посты в морском министерстве царской России, сообщил своему начальству и англичанам, что он берётся решить возникшую проблему. От начальства было получено разрешение, на самом быстроходном судне Крылов прибыл в Великобританию, и был доставлен к злополучному дредноуту. Не теряя времени, с небольшим чемоданчиком в руках Крылов опустился в нижние помещения судна к ходовому валу. Из чемоданчика был извлечён привезённый Крыловым мерительный инструмент - стрелочный микрометрический индикатор часового типа. Дополнительно параллельно валу была установлена точная прямолинейная штанга. Велев вручную прокручивать ходовой вал, Крылов после множества измерений установил место наибольшего изгиба оси вала, и сделал на поверхности вала пометку мелом. Затем Крылов попросил выделить ему в помощь матроса покрепче, и принести кувалду. Несколько раз прорепетировав с помощником высоту подъёма кувалды и скорость её опускания, он велел нанести удар в указанную точку. Одного удара хватило, чтобы биение вала исчезло! Многократное прокручивание вала в холостом и рабочем режиме показало полное исчезновение злополучной проблемы...
Восторженному удивлению англичан не было границ. Чуть ли не на руках матросов и офицеров Крылов был доставлен на берег, в его честь адмиралтейство устроило великолепный приём. Недовольным был только министр финансов. "Как я могу просить у короля Великобритании сто тысяч фунтов стерлингов за один удар кувалдой?" - воскликнул он. В ответ Крылов выписал счёт - требование. "За один удар кувалдой - 1 фунт стерлингов. За знание, куда и как надо ударить кувалдой - 99999 фунтов стерлингов". И король счёт подписал...
Бердичевляне не оказались столь меркантильными и никаких дополнительных расходов японцам за раскрытие "особого секрета" не понадобилось...
Borys- Почётный Бердичевлянин
- Возраст : 77
Страна : Город : Оберхаузен
Район проживания : Центральная поликлиника
Место учёбы, работы. : Школа №9, маштехникум, завод Комсомолец
Дата регистрации : 2010-02-24 Количество сообщений : 2763
Репутация : 2977
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вс 17 Ноя - 19:01:39 автор Borys
» Мои воспоминания
Пн 28 Окт - 12:39:12 автор Kim
» Ответы на непростой вопрос...
Сб 19 Окт - 11:44:36 автор Borys
» Универсальный ответ
Чт 17 Окт - 18:31:54 автор Borys
» Каких иногда выпускали инженеров.
Чт 17 Окт - 12:12:19 автор Borys
» Спаситель еврейских детей
Ср 25 Сен - 11:09:24 автор Borys
» Рондель Еля Шаєвич (Ізя-газировщик)
Пт 20 Сен - 7:37:04 автор Kim
» О б ь я в л е н и е !
Сб 22 Июн - 10:05:08 автор Kim
» И вдруг алкоголь подействовал!..
Вс 16 Июн - 16:14:55 автор Borys
» Давно он так над собой не смеялся!
Сб 15 Июн - 14:17:06 автор Kim
» Последователи и потомки Авраама
Вт 11 Июн - 8:05:37 автор Kim
» Холокост - трагедия европейских евреев
Вт 11 Июн - 7:42:28 автор Kim
» Выдающиеся люди
Вс 9 Июн - 7:09:59 автор Kim
» Израиль и Израильтяне
Пн 3 Июн - 15:46:08 автор Kim
» Глянь, кто идёт!
Вс 2 Июн - 17:56:38 автор Borys