Последние темы
Вход
Поиск
Навигация
ПРАВИЛА ФОРУМА---------------
ИСТОРИЯ БЕРДИЧЕВА
КНИГА ОТЗЫВОВ
ПОИСК ЛЮДЕЙ
ВСЁ О БЕРДИЧЕВЕ
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
ПРОФИЛЬ
ВОПРОСЫ
Реклама
Социальные закладки
Поместите адрес форума БЕРДИЧЕВЛЯНЕ ЗА РУБЕЖОМ на вашем сайте социальных закладок (social bookmarking)
Скульптор Петр Криворуцкий
+9
Анатолий
Lubov Krepis
Akela
@AlexF
Лев
Sem.V.
Белла
Kim
Михаил-52
Участников: 13
Страница 2 из 3
Страница 2 из 3 • 1, 2, 3
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Непокорный портрет
Скульптору Петру Криворуцкому
– Вы должны мне позировать! – полное, крупное лицо его было красным. Дышал он с трудом. Седые пряди длинных волос лежали на воротнике перепачканного глиной линялого халата. Он вынул из кармана антиастматический ингалятор и попрыскал в рот.
Этот плотный приземистый человек назвался скульптором, хотя больше походил на бездомного. Его привёл к ней знакомый по литературному клубу.
– Мне нравятся ваши стихи. Я хотел непременно видеть автора. Буду работать над вашим портретом.
«Неужели этот человек – скульптор?» – подумала она.
– Вы не верите, что я скульптор. Этот халат... Я прямо из мастерской. Поедем туда, увидите сами.
– Нет-нет, невозможно, у меня нет времени.
– Тогда я занесу вам завтра фотографии моих работ.
*
Назавтра он был в опрятном костюме. Ничего не говоря, открыл картонную коробку, полную чёрно-белых фотографий, выплеснул их на стол и смотрел, как она перебирает их, и на её лицо с обострёнными временем чертами, с морщинами у глаз... В каком-то противоречии с этими возрастными приметами – приподнятые уголки губ, молодая шея и густые, собранные на затылке волосы.
Она откладывала некоторые фото отдельно, и постепенно образовался длинный ряд из самых лучших его работ. «Понимает» – одобрил он про себя.
– Да, вы настоящий мастер. Простите меня за вчерашнее. Но я не могу вам позировать. У меня действительно нет времени. Да и зачем это – я немолода и далеко не красавица. Вокруг столько прекрасных юных лиц.
– Пустышки! Они ещё ничего не пережили. А вы... У вас говорящее лицо. Вы должны мне позировать! Она отказалась.
*
Вскоре он зашёл к без предупреждения. Она удивилась, растерялась. Одета по-домашнему, лишь к вечеру ждёт гостей. Сегодня день её рождения.
– Найдётся у вас большой лист бумаги?
– Да, вот, пожалуйста.
– Можно, я набросаю ваш портрет в подарок вам? Присядьте.
Он рисовал размашисто и быстро. Портрет получился большим, словно для выставки. Она выглядела на рисунке старше, чем в жизни.
– Спасибо за подарок! Заходите вечером.
Он не пришёл. Гости, неодобрительно посматривая на портрет хозяйки, говорили, что художник её состарил. Но она была довольна – ведь портрет будет подчёркивать её моложавость до тех пор, пока она не достигнет сходства с изображением.
*
Через полгода скульптор снова появился:
– Вы должны мне позировать!
– Но ведь уже есть портрет.
– Плохой. Я не рисовальщик, а скульптор. Надо лепить. Подарю вам настоящий портрет, а не на плоской бумаге. Вот адрес мастерской, буду ждать вас... Всегда.
*
Он вошёл в безликие двери кирпичного дома, как входил много лет ежедневно. Поднялся, тяжело дыша, по трём крутым пролётам узкой металлической лестницы в мастерскую. Вдохнул привычные запахи глины, гипса, старого дерева, пыли и сырости. Застеклённые откосы крыши неохотно пропускали сквозь подтаявший снег тусклый свет северного утра. Длинным шестом ткнул в выключатель. Подойти к нему мешали бесчисленные скульптуры. Желтоватое свечение больших ламп пролилось на их беспорядочное скопище.
Он никого не ждал. Утренними часами в выходные дни никто не мешает. Задумался, какую из начатых работ раскрыть, сняв пластиковые чехлы и влажные тряпки. С досадой услышал гулкие шаги по металлическим ступеням. Обернулся на стук. В дверях стояла она с извиняющейся улыбкой:
– Вот, пришла... Если не ко времени, сейчас же уйду.
– Согласны позировать? – он жадно вглядывался в лицо, которое теперь чуть больше соответствовало тому, на карандашном портрете.
– Сегодня? Сразу? Я хотела посмотреть...
– Сейчас же! Не раздумывайте. Вы очень удачно пришли. Начнём! – торопливо помог снять пальто, подвёл к поворотному натурному станку, усадил на стул. Быстро подготовил подставку с проволочным каркасом, стал отрывисто командовать:
– Сядьте ближе. Выпрямитесь! Поверните голову влево, вправо. Смотрите сюда, теперь туда. Нет, снова в эту сторону.
Она вертела головой, с любопытством косясь на него. Наконец рассмеялась и опасаясь, что это неуместно, сдержала смех в улыбку и замерла, чуть отвернув голову и слегка прикрыв глаза.
– Вот так! Так и сидите! – приказал он и, изогнув проволоку каркаса, стал ловко наносить глину. Почти сразу появились очертания крупной головы.
– Не шевелитесь!
Она послушно сохраняла позу, желая и не смея взглянуть на то, что получалось. Когда всё-таки взглянула, то перестала улыбаться:
– Зачем так масштабно? Не надо. Сделайте, пожалуйста, портрет в натуральную величину.
Она не могла предположить, что последует за этой просьбой. Скульптор вышвырнул из рук глину и закричал, задыхаясь:
– Я не терплю, когда мне диктуют! Я сам знаю, как лепить, и в каком масштабе! Мне нужно свободное пространство для пальцев. Мои пальцы должны иметь возможность ваять то, что они видят. Да, я вижу пальцами. Они знают, где и сколько надо добавить или убрать. Вот мои работы! – он указывал на крупные, выразительные лица, смотревшие с высоты стеллажей.
Она стойко выдержала его неистовство и повторила:
– Я не монумент и прошу показать меня такой, какая я есть.
– Тогда не буду вас лепить! – выкрикнул он, зная, что обязательно будет.
– Ну, что ж... – она поднялась.
– Садитесь! – он стал отделять от заготовки зеленоватую глину.
Она опустилась на стул и пошутила:
– Нет худа без добра. Вот сколько глины вы сэкономили.
Он ворчал, остывая, что не понимает, какое право имеют люди указывать Мастеру, как он должен работать, и что теперь он будет вынужден измерять её лицо циркулем и не сможет создать ничего путного, так как скован жёсткими рамками размера.
Она пыталась обосновать свою просьбу:
– Вы обещали сделать портрет для меня, а не для выставочного зала. Где он будет жить при таких размерах?
– Молчите, – оборвал он и стал вглядываться в её лицо, грустные глаза, бледные губы, спрашивая себя, что там, за этой внешностью? Что привлекает его?
Прикасаясь к едва намеченным в глине чертам, он думал, как необычно сказала она о портрете: «будет жить...» Представил себе её дом и то, как будет там жить вторая она, созданная им. Они обе будут жить, улыбаясь друг другу... Когда она ушла, мастер ещё поработал над портретом, затем бережно отодвинул его в сторону, но закрывать не стал.
*
На следующий день он рано приехал в мастерскую, чтобы продолжить работу по памяти. Переодеваясь, поглядывал на маленькую заготовку с нетерпением. Сейчас он рассмотрит её, дотронется до щеки... Он заторопился и не зажигая света приблизился к портрету, повернул к себе лицом и вздрогнул: на него смотрела молодая женщина. Он растерянно отпрянул, оступился, с трудом сохранил равновесие, схватил шест и нажал выключатель. Но и при свете улыбалась ему молодая женщина. Он зажмурился, руками надавил себе на глаза, открыл их, но наваждение не пропало. Поспешно скатал он из глины тоненькие жгутики, наложил на веки портрета и разгладил пальцами, превратив в нависающие складки. И тут же услышал шаги. Она вошла, остановилась у порога:
– Какая же я молодая у вас! Ой, здравствуйте.
– Нет-нет, это только начало, ещё нечего смотреть. Здравствуйте.
Они рассмеялись запоздалым приветствиям.
– Я буду выверять все пропорции. Вам придётся долго позировать... Садитесь, как вчера.
Руки его словно колдовали над портретом. Он доверял своим рукам и своим глазам. Он умел видеть в человеке даже скрытые или скрываемые чувства, а руки передавали их глине. Нередко портрет получался «более похожим», чем оригинал. Сеанс действительно был долгим. В перерыве сидели за накрытым скатертью натурным станком. Она держалась непринуждённо, была за хозяйку, заваривала чай, гибко склоняясь над низким «столом». В холодной мастерской потеплело. Сквозь стёкла крыши стал виден просвет в серой пелене облаков.
– В вашей жизни была большая любовь, – вдруг сказал он утвердительно.
– Да, была... и есть. Только... он не любил и не любит меня. А я всё ещё люблю...
Она замолчала и будто перенеслась в молодость, в начало чувства, живого до сих пор.
– Вот такою и останьтесь! Не шевелитесь! Я должен запомнить... – он снова вернулся к работе, уже ясно представляя себе, каким должен быть результат: отсвет сильного молодого чувства на немолодом лице. Он не собирается скрывать её возраст, уходить от жизненной правды.
Через несколько часов она пожаловалась на усталость. Он проводил её до дверей и, прикрыв портрет, занялся «Надгробием». Так называл он свой автопортрет, хотя уже начертано было на нижней из окружавших его склонённую голову глыб слово «Жизнь».
*
Гадал ли он на пути к дому, что ждёт его завтра в мастерской? Будет ли повторение чуда? Ночь отошла.
Утром рука его, с ключом от замка, невольно медлила. Сердце билось, будто прошёл он не три пролёта лестницы, а поднялся на крутую вершину. Накануне, перед уходом, он вновь открыл её портрет и специально оставил его лицом к двери. Но теперь не решился сразу взглянуть на него, а сначала осмотрел привычную обстановку старой мастерской. На стеллажах едва умещались эскизы, белые и тонированные гипсовые бюсты, в углах возвышались крупные формы – объёмные негативы будущих отливок, на полу горбились мешки с гипсом, стояли табуреты, треноги... Всё это будто ожидало, что же увидит он в центре мастерской.
И он взглянул туда и увидел молодую женщину. На этот раз он не отшатнулся, а наоборот, приблизился к её лицу, вгляделся в него. Да, это была его собственная работа. Его пальцы в осторожном напряжении касались её вчера, добиваясь передачи живого чувства безжизненной глине. Но почему лицо получается моложе, чем в жизни? В карандашном портрете этого не было. Впрочем, тот портрет не нравился ему.
Снова шаги, лёгкий стук в дверь, вновь она! Он обернулся и попытался заслонить собою портрет, но она смотрела на «Надгробие»:
– Это... это вы ? Но... так скорбно.
– Моя жизнь... Глыбы давят... Умру, поставят на могиле...
– На могиле? Но ведь сегодня весна!
Действительно, снега не было на стёклах вверху. Небо скромно светлело.
– А меня вы сделали ещё моложе! – она уже увидела портрет.
– Нет, не смотрите, ещё нет ничего. Надо многое доработать. Будет подлинный облик!
– Зачем же? Пусть останется таким!
– Нет! – он заговорил резко, возбуждённо, – вы хотите, чтобы я польстил вам, но я не интересуюсь внешней красивостью, только правда должна быть! Вы уже продиктовали мне размер, и довольно! Садитесь!
Она села и тихо сказала:
– Не волнуйтесь так и забудьте мою глупую просьбу. Действительно, я уже не такая, какой была... Портрет, то есть вы напомнили мне...
– Ладно уж, – смягчился он, – давайте-ка, замерим шею, что-то слишком она длинная получилась. Надо же, всё точно, – удивлённо приговаривал он, сверяя расстояние от мочки уха до ключицы, – мне казалось, что я ошибся, но нет!
*
Иногда она позировала часа два-три по вечерам. Даже за короткое время мастерская успевала впитать звуки её голоса, её смеха, наполниться её присутствием, и мастеру дышалось легче. Он не заметил, как перестал дорабатывать своё «Надгробие».
Однажды, после её ухода, скульптор особенно долго рассматривал портрет, который, против его воли, молодел от сеанса к сеансу. Но почему? Ведь были правдиво отражены черты немолодого лица. Откуда же юная порывистость и одновременно мягкость, лиричность облика? Глаза с нежностью смотрят... на кого? Лёгкая улыбка, приподнятые уголки губ... Он знал эти приметы, свойственные влюблённым женщинам, но впервые попытался забыть... ради себя. Не на него был обращён её взгляд, не ему улыбались губы. Его собственное мастерство не позволило ему обмануть себя – он создал верный облик.
С гордостью и болью признал мастер этот портрет завершённым.
*
Девять месяцев вынашивала смерть свой удар. На могиле ваятеля отлитая в бронзе «Жизнь». Тяжкие глыбы пытаются и не могут задавить склонённое лицо с мощным лбом.
А где-то в запасниках музея несёт сквозь время неизбывную любовь свою небольшая бронзовая скульптура. Вот её официальное описание: «Голова женщины с пышной причёской, собранной на затылке в узел. На лице улыбка. Голова повёрнута к левому плечу».
1985, 2005
Скульптору Петру Криворуцкому
– Вы должны мне позировать! – полное, крупное лицо его было красным. Дышал он с трудом. Седые пряди длинных волос лежали на воротнике перепачканного глиной линялого халата. Он вынул из кармана антиастматический ингалятор и попрыскал в рот.
Этот плотный приземистый человек назвался скульптором, хотя больше походил на бездомного. Его привёл к ней знакомый по литературному клубу.
– Мне нравятся ваши стихи. Я хотел непременно видеть автора. Буду работать над вашим портретом.
«Неужели этот человек – скульптор?» – подумала она.
– Вы не верите, что я скульптор. Этот халат... Я прямо из мастерской. Поедем туда, увидите сами.
– Нет-нет, невозможно, у меня нет времени.
– Тогда я занесу вам завтра фотографии моих работ.
*
Назавтра он был в опрятном костюме. Ничего не говоря, открыл картонную коробку, полную чёрно-белых фотографий, выплеснул их на стол и смотрел, как она перебирает их, и на её лицо с обострёнными временем чертами, с морщинами у глаз... В каком-то противоречии с этими возрастными приметами – приподнятые уголки губ, молодая шея и густые, собранные на затылке волосы.
Она откладывала некоторые фото отдельно, и постепенно образовался длинный ряд из самых лучших его работ. «Понимает» – одобрил он про себя.
– Да, вы настоящий мастер. Простите меня за вчерашнее. Но я не могу вам позировать. У меня действительно нет времени. Да и зачем это – я немолода и далеко не красавица. Вокруг столько прекрасных юных лиц.
– Пустышки! Они ещё ничего не пережили. А вы... У вас говорящее лицо. Вы должны мне позировать! Она отказалась.
*
Вскоре он зашёл к без предупреждения. Она удивилась, растерялась. Одета по-домашнему, лишь к вечеру ждёт гостей. Сегодня день её рождения.
– Найдётся у вас большой лист бумаги?
– Да, вот, пожалуйста.
– Можно, я набросаю ваш портрет в подарок вам? Присядьте.
Он рисовал размашисто и быстро. Портрет получился большим, словно для выставки. Она выглядела на рисунке старше, чем в жизни.
– Спасибо за подарок! Заходите вечером.
Он не пришёл. Гости, неодобрительно посматривая на портрет хозяйки, говорили, что художник её состарил. Но она была довольна – ведь портрет будет подчёркивать её моложавость до тех пор, пока она не достигнет сходства с изображением.
*
Через полгода скульптор снова появился:
– Вы должны мне позировать!
– Но ведь уже есть портрет.
– Плохой. Я не рисовальщик, а скульптор. Надо лепить. Подарю вам настоящий портрет, а не на плоской бумаге. Вот адрес мастерской, буду ждать вас... Всегда.
*
Он вошёл в безликие двери кирпичного дома, как входил много лет ежедневно. Поднялся, тяжело дыша, по трём крутым пролётам узкой металлической лестницы в мастерскую. Вдохнул привычные запахи глины, гипса, старого дерева, пыли и сырости. Застеклённые откосы крыши неохотно пропускали сквозь подтаявший снег тусклый свет северного утра. Длинным шестом ткнул в выключатель. Подойти к нему мешали бесчисленные скульптуры. Желтоватое свечение больших ламп пролилось на их беспорядочное скопище.
Он никого не ждал. Утренними часами в выходные дни никто не мешает. Задумался, какую из начатых работ раскрыть, сняв пластиковые чехлы и влажные тряпки. С досадой услышал гулкие шаги по металлическим ступеням. Обернулся на стук. В дверях стояла она с извиняющейся улыбкой:
– Вот, пришла... Если не ко времени, сейчас же уйду.
– Согласны позировать? – он жадно вглядывался в лицо, которое теперь чуть больше соответствовало тому, на карандашном портрете.
– Сегодня? Сразу? Я хотела посмотреть...
– Сейчас же! Не раздумывайте. Вы очень удачно пришли. Начнём! – торопливо помог снять пальто, подвёл к поворотному натурному станку, усадил на стул. Быстро подготовил подставку с проволочным каркасом, стал отрывисто командовать:
– Сядьте ближе. Выпрямитесь! Поверните голову влево, вправо. Смотрите сюда, теперь туда. Нет, снова в эту сторону.
Она вертела головой, с любопытством косясь на него. Наконец рассмеялась и опасаясь, что это неуместно, сдержала смех в улыбку и замерла, чуть отвернув голову и слегка прикрыв глаза.
– Вот так! Так и сидите! – приказал он и, изогнув проволоку каркаса, стал ловко наносить глину. Почти сразу появились очертания крупной головы.
– Не шевелитесь!
Она послушно сохраняла позу, желая и не смея взглянуть на то, что получалось. Когда всё-таки взглянула, то перестала улыбаться:
– Зачем так масштабно? Не надо. Сделайте, пожалуйста, портрет в натуральную величину.
Она не могла предположить, что последует за этой просьбой. Скульптор вышвырнул из рук глину и закричал, задыхаясь:
– Я не терплю, когда мне диктуют! Я сам знаю, как лепить, и в каком масштабе! Мне нужно свободное пространство для пальцев. Мои пальцы должны иметь возможность ваять то, что они видят. Да, я вижу пальцами. Они знают, где и сколько надо добавить или убрать. Вот мои работы! – он указывал на крупные, выразительные лица, смотревшие с высоты стеллажей.
Она стойко выдержала его неистовство и повторила:
– Я не монумент и прошу показать меня такой, какая я есть.
– Тогда не буду вас лепить! – выкрикнул он, зная, что обязательно будет.
– Ну, что ж... – она поднялась.
– Садитесь! – он стал отделять от заготовки зеленоватую глину.
Она опустилась на стул и пошутила:
– Нет худа без добра. Вот сколько глины вы сэкономили.
Он ворчал, остывая, что не понимает, какое право имеют люди указывать Мастеру, как он должен работать, и что теперь он будет вынужден измерять её лицо циркулем и не сможет создать ничего путного, так как скован жёсткими рамками размера.
Она пыталась обосновать свою просьбу:
– Вы обещали сделать портрет для меня, а не для выставочного зала. Где он будет жить при таких размерах?
– Молчите, – оборвал он и стал вглядываться в её лицо, грустные глаза, бледные губы, спрашивая себя, что там, за этой внешностью? Что привлекает его?
Прикасаясь к едва намеченным в глине чертам, он думал, как необычно сказала она о портрете: «будет жить...» Представил себе её дом и то, как будет там жить вторая она, созданная им. Они обе будут жить, улыбаясь друг другу... Когда она ушла, мастер ещё поработал над портретом, затем бережно отодвинул его в сторону, но закрывать не стал.
*
На следующий день он рано приехал в мастерскую, чтобы продолжить работу по памяти. Переодеваясь, поглядывал на маленькую заготовку с нетерпением. Сейчас он рассмотрит её, дотронется до щеки... Он заторопился и не зажигая света приблизился к портрету, повернул к себе лицом и вздрогнул: на него смотрела молодая женщина. Он растерянно отпрянул, оступился, с трудом сохранил равновесие, схватил шест и нажал выключатель. Но и при свете улыбалась ему молодая женщина. Он зажмурился, руками надавил себе на глаза, открыл их, но наваждение не пропало. Поспешно скатал он из глины тоненькие жгутики, наложил на веки портрета и разгладил пальцами, превратив в нависающие складки. И тут же услышал шаги. Она вошла, остановилась у порога:
– Какая же я молодая у вас! Ой, здравствуйте.
– Нет-нет, это только начало, ещё нечего смотреть. Здравствуйте.
Они рассмеялись запоздалым приветствиям.
– Я буду выверять все пропорции. Вам придётся долго позировать... Садитесь, как вчера.
Руки его словно колдовали над портретом. Он доверял своим рукам и своим глазам. Он умел видеть в человеке даже скрытые или скрываемые чувства, а руки передавали их глине. Нередко портрет получался «более похожим», чем оригинал. Сеанс действительно был долгим. В перерыве сидели за накрытым скатертью натурным станком. Она держалась непринуждённо, была за хозяйку, заваривала чай, гибко склоняясь над низким «столом». В холодной мастерской потеплело. Сквозь стёкла крыши стал виден просвет в серой пелене облаков.
– В вашей жизни была большая любовь, – вдруг сказал он утвердительно.
– Да, была... и есть. Только... он не любил и не любит меня. А я всё ещё люблю...
Она замолчала и будто перенеслась в молодость, в начало чувства, живого до сих пор.
– Вот такою и останьтесь! Не шевелитесь! Я должен запомнить... – он снова вернулся к работе, уже ясно представляя себе, каким должен быть результат: отсвет сильного молодого чувства на немолодом лице. Он не собирается скрывать её возраст, уходить от жизненной правды.
Через несколько часов она пожаловалась на усталость. Он проводил её до дверей и, прикрыв портрет, занялся «Надгробием». Так называл он свой автопортрет, хотя уже начертано было на нижней из окружавших его склонённую голову глыб слово «Жизнь».
*
Гадал ли он на пути к дому, что ждёт его завтра в мастерской? Будет ли повторение чуда? Ночь отошла.
Утром рука его, с ключом от замка, невольно медлила. Сердце билось, будто прошёл он не три пролёта лестницы, а поднялся на крутую вершину. Накануне, перед уходом, он вновь открыл её портрет и специально оставил его лицом к двери. Но теперь не решился сразу взглянуть на него, а сначала осмотрел привычную обстановку старой мастерской. На стеллажах едва умещались эскизы, белые и тонированные гипсовые бюсты, в углах возвышались крупные формы – объёмные негативы будущих отливок, на полу горбились мешки с гипсом, стояли табуреты, треноги... Всё это будто ожидало, что же увидит он в центре мастерской.
И он взглянул туда и увидел молодую женщину. На этот раз он не отшатнулся, а наоборот, приблизился к её лицу, вгляделся в него. Да, это была его собственная работа. Его пальцы в осторожном напряжении касались её вчера, добиваясь передачи живого чувства безжизненной глине. Но почему лицо получается моложе, чем в жизни? В карандашном портрете этого не было. Впрочем, тот портрет не нравился ему.
Снова шаги, лёгкий стук в дверь, вновь она! Он обернулся и попытался заслонить собою портрет, но она смотрела на «Надгробие»:
– Это... это вы ? Но... так скорбно.
– Моя жизнь... Глыбы давят... Умру, поставят на могиле...
– На могиле? Но ведь сегодня весна!
Действительно, снега не было на стёклах вверху. Небо скромно светлело.
– А меня вы сделали ещё моложе! – она уже увидела портрет.
– Нет, не смотрите, ещё нет ничего. Надо многое доработать. Будет подлинный облик!
– Зачем же? Пусть останется таким!
– Нет! – он заговорил резко, возбуждённо, – вы хотите, чтобы я польстил вам, но я не интересуюсь внешней красивостью, только правда должна быть! Вы уже продиктовали мне размер, и довольно! Садитесь!
Она села и тихо сказала:
– Не волнуйтесь так и забудьте мою глупую просьбу. Действительно, я уже не такая, какой была... Портрет, то есть вы напомнили мне...
– Ладно уж, – смягчился он, – давайте-ка, замерим шею, что-то слишком она длинная получилась. Надо же, всё точно, – удивлённо приговаривал он, сверяя расстояние от мочки уха до ключицы, – мне казалось, что я ошибся, но нет!
*
Иногда она позировала часа два-три по вечерам. Даже за короткое время мастерская успевала впитать звуки её голоса, её смеха, наполниться её присутствием, и мастеру дышалось легче. Он не заметил, как перестал дорабатывать своё «Надгробие».
Однажды, после её ухода, скульптор особенно долго рассматривал портрет, который, против его воли, молодел от сеанса к сеансу. Но почему? Ведь были правдиво отражены черты немолодого лица. Откуда же юная порывистость и одновременно мягкость, лиричность облика? Глаза с нежностью смотрят... на кого? Лёгкая улыбка, приподнятые уголки губ... Он знал эти приметы, свойственные влюблённым женщинам, но впервые попытался забыть... ради себя. Не на него был обращён её взгляд, не ему улыбались губы. Его собственное мастерство не позволило ему обмануть себя – он создал верный облик.
С гордостью и болью признал мастер этот портрет завершённым.
*
Девять месяцев вынашивала смерть свой удар. На могиле ваятеля отлитая в бронзе «Жизнь». Тяжкие глыбы пытаются и не могут задавить склонённое лицо с мощным лбом.
А где-то в запасниках музея несёт сквозь время неизбывную любовь свою небольшая бронзовая скульптура. Вот её официальное описание: «Голова женщины с пышной причёской, собранной на затылке в узел. На лице улыбка. Голова повёрнута к левому плечу».
1985, 2005
Sem.V.- Почётный Бердичевлянин
- Возраст : 88
Страна : Город : г.Акко
Район проживания : Ул. К.Либкнехта, Маяковского, Н.Ивановская, Сестер Сломницких
Место учёбы, работы. : ж/д школа, маштехникум, институт, з-д Прогресс
Дата регистрации : 2008-09-06 Количество сообщений : 666
Репутация : 695
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
А в будущем, даст Бог, в доме по улице Свердлова, где родился великий скульптор, откроем его мемориальный музей, - сказал Хилюк и добавил:
- Он это заслужил.
А где именно этот дом по Свердлова?...
Может кто знает?!
- Он это заслужил.
А где именно этот дом по Свердлова?...
Может кто знает?!
Kim- Администратор
- Возраст : 67
Страна : Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5602
Репутация : 4417
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Семен и Ким, спасибо!Очень интересно было прочитать. А кто написал эти рассказы ?
Lubov Krepis- Почётный Бердичевлянин
- Возраст : 70
Страна : Район проживания : Садовая 10
Место учёбы, работы. : Школа 2. Школа 13
Дата регистрации : 2008-02-11 Количество сообщений : 2025
Репутация : 1480
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Для Akela:
биографию Петра Криворуцкого смотрите здесь: http://my.berdychiv.in.ua/images/postati/postaty_kryvoruckiy.htm
биографию Петра Криворуцкого смотрите здесь: http://my.berdychiv.in.ua/images/postati/postaty_kryvoruckiy.htm
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Люба, рассказ НЕПОКОРНЫЙ ПОРТРЕТ написала Генриэтта Ляховицкая, 2008г.
(Liakhovitskaia.narod.ru). Там же есть и несколько ее стихотворений.
(Liakhovitskaia.narod.ru). Там же есть и несколько ее стихотворений.
Sem.V.- Почётный Бердичевлянин
- Возраст : 88
Страна : Город : г.Акко
Район проживания : Ул. К.Либкнехта, Маяковского, Н.Ивановская, Сестер Сломницких
Место учёбы, работы. : ж/д школа, маштехникум, институт, з-д Прогресс
Дата регистрации : 2008-09-06 Количество сообщений : 666
Репутация : 695
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Для Анатолий
Благодарю Вас за биографию Петра Моисеевича!
Благодарю Вас за биографию Петра Моисеевича!
Akela- Проходил(а) мимо
- Возраст : 81
Страна : Район проживания : г.Чудово Новгородской области
Дата регистрации : 2010-01-06 Количество сообщений : 2
Репутация : 2
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Нашел в интернете еще несколько работ П.М.Криворуцкого.
Памятник В.И.Ленину в городе Приозерске, Ленинградской области.
Установлен после Великой Отечественной войны на центральной площади города. Скульнтор П.М.Криворуцкий.
Мемориал освободителям города Холм, Новгородской области от фащистских захватчиков.
Установлен в 1983 году на Советской площади города.
Скульптор П.М.Криворуцкий. Архитектор Левин.
Бюст Ирмы (Ирмиягу) Друкера - еврейского писателя, прозаика и критика, мастера разных жанров, замечательного учителя и романтика (1906 - 1982) - на выставке скульптора П.М.Криворуцкого в г.Репино.
Памятник на могиле Ирмы (Ирмиягу) Друкерa. Скульптор П.М Криворуцкий.
Памятник В.И.Ленину в городе Приозерске, Ленинградской области.
Установлен после Великой Отечественной войны на центральной площади города. Скульнтор П.М.Криворуцкий.
Мемориал освободителям города Холм, Новгородской области от фащистских захватчиков.
Установлен в 1983 году на Советской площади города.
Скульптор П.М.Криворуцкий. Архитектор Левин.
Бюст Ирмы (Ирмиягу) Друкера - еврейского писателя, прозаика и критика, мастера разных жанров, замечательного учителя и романтика (1906 - 1982) - на выставке скульптора П.М.Криворуцкого в г.Репино.
Памятник на могиле Ирмы (Ирмиягу) Друкерa. Скульптор П.М Криворуцкий.
Последний раз редактировалось: Sem.V. (Ср 20 Фев - 22:48:06), всего редактировалось 1 раз(а)
Sem.V.- Почётный Бердичевлянин
- Возраст : 88
Страна : Город : г.Акко
Район проживания : Ул. К.Либкнехта, Маяковского, Н.Ивановская, Сестер Сломницких
Место учёбы, работы. : ж/д школа, маштехникум, институт, з-д Прогресс
Дата регистрации : 2008-09-06 Количество сообщений : 666
Репутация : 695
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Добрый день или вечер все, кому не безразлична судьба П. Криворуцкого!
Приятно обнаружить, что о нем помнят наши бывшие бердичевляне!
Что не совсем можно сказать о бердичевлянах теперишних.
На нашей местной телекомпании "ВІК" сделали передачу про Криворуцкого, кому интересно - можете посмотреть.
Материал собирался по крупицам, хотя прошло не так уж много времени. Информацию брали также с этого форума.
Приятно обнаружить, что о нем помнят наши бывшие бердичевляне!
Что не совсем можно сказать о бердичевлянах теперишних.
На нашей местной телекомпании "ВІК" сделали передачу про Криворуцкого, кому интересно - можете посмотреть.
Материал собирался по крупицам, хотя прошло не так уж много времени. Информацию брали также с этого форума.
Виталий свс- Новичок
- Возраст : 56
Страна : Район проживания : Бердичев
Место учёбы, работы. : ",оператор
Дата регистрации : 2010-03-28 Количество сообщений : 27
Репутация : 27
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Виталий, большое спасибо за видеоролик о Криворуцком.
Посмотрел с удовольствием!
Вдвойне приятно, что материалы форума были использованы
при создании фильма.
Посмотрел с удовольствием!
Вдвойне приятно, что материалы форума были использованы
при создании фильма.
Kim- Администратор
- Возраст : 67
Страна : Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5602
Репутация : 4417
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
[quote="Kim"] Приятно, что Вам было приятно смотреть.
Виталий свс- Новичок
- Возраст : 56
Страна : Район проживания : Бердичев
Место учёбы, работы. : ",оператор
Дата регистрации : 2010-03-28 Количество сообщений : 27
Репутация : 27
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Михаил-52 пишет:Первоначально эта скульптура "Мать-одиночка" стояла в начале бульвара с другого конца, около школы №5.
Может кто-то знает, где сейчас эта скульптура?
Алла Мищук- Проходил(а) мимо
- Возраст : 51
Страна : Район проживания : Писки, - Ленина, Короленко
Дата регистрации : 2013-02-16 Количество сообщений : 5
Репутация : 5
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Есть такая информация, что все скюльптуры, которые по своим габаритам
не могут экспонироваться в музее, находятся в его запасниках...
А если говорить проще, пылятся в подвале... Возможно эта скульптура тоже находится там.
не могут экспонироваться в музее, находятся в его запасниках...
А если говорить проще, пылятся в подвале... Возможно эта скульптура тоже находится там.
Kim- Администратор
- Возраст : 67
Страна : Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5602
Репутация : 4417
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Виталий СВС, с какой целью вы поставили два одинаковых видео подряд о скульпторе Петре Криворуцком?
ИльяР- Модератор
- Возраст : 76
Страна : Город : Россия Челябинск
Район проживания : Молодогвардейская 8 (рядом с маштехникумом)
Место учёбы, работы. : школа №2, маштехникум...
Дата регистрации : 2009-07-22 Количество сообщений : 776
Репутация : 787
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Илья, вряд ли "Виталий СВС" нам ответит спустя 3 года после
своего сообщения, тем более, что с тех пор он на форуме
больше не появлялся и, наверное, забыл о его существовании.
Ты, как модератор, можеш просто удалить лишнее.
своего сообщения, тем более, что с тех пор он на форуме
больше не появлялся и, наверное, забыл о его существовании.
Ты, как модератор, можеш просто удалить лишнее.
Kim- Администратор
- Возраст : 67
Страна : Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5602
Репутация : 4417
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Но вчера он регистрировался на форуме...
ИльяР- Модератор
- Возраст : 76
Страна : Город : Россия Челябинск
Район проживания : Молодогвардейская 8 (рядом с маштехникумом)
Место учёбы, работы. : школа №2, маштехникум...
Дата регистрации : 2009-07-22 Количество сообщений : 776
Репутация : 787
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Да, он заходил на форум, но видео, о котором идет речь, поставлено
в марте 2010г. т. е 3 года назад. Да неважно это всё...
Я удалил, и нет проблемы.
в марте 2010г. т. е 3 года назад. Да неважно это всё...
Я удалил, и нет проблемы.
Kim- Администратор
- Возраст : 67
Страна : Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5602
Репутация : 4417
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Нет неразрешимых проблем.
Виталий свс- Новичок
- Возраст : 56
Страна : Район проживания : Бердичев
Место учёбы, работы. : ",оператор
Дата регистрации : 2010-03-28 Количество сообщений : 27
Репутация : 27
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Я обратилась в местный музей истории Бердичева, попросила информацию о данной скульптуре. Вот инфо с музея:
Скульптурная композиция называется "За Мир" (скульптура женщины, которая держит на руках ребенка).
Эта скульптура неизвестного автора, о том что эта работа Петра Криворуцкого, таких данных нет.
Сначала она находилась в конце Бульвара, напротив административного корпуса завода "Прогресс", на перекрестке улиц Карла Либкнехта и Училищной (Л.Карастояновой), точная дата установки неизвестна, ориентировочно середина 1950-х.
В 1965 г. композицию демонтируют и переносят на начало Бульвара, где она и простояла до сноса Бульвара.
После сноса Бульвара ее судьба неизвестна.
*Нашла фото, где скульптура стоит в начале бульвара, постараюсь в скором времени выложить здесь.
Скульптурная композиция называется "За Мир" (скульптура женщины, которая держит на руках ребенка).
Эта скульптура неизвестного автора, о том что эта работа Петра Криворуцкого, таких данных нет.
Сначала она находилась в конце Бульвара, напротив административного корпуса завода "Прогресс", на перекрестке улиц Карла Либкнехта и Училищной (Л.Карастояновой), точная дата установки неизвестна, ориентировочно середина 1950-х.
В 1965 г. композицию демонтируют и переносят на начало Бульвара, где она и простояла до сноса Бульвара.
После сноса Бульвара ее судьба неизвестна.
*Нашла фото, где скульптура стоит в начале бульвара, постараюсь в скором времени выложить здесь.
Алла Мищук- Проходил(а) мимо
- Возраст : 51
Страна : Район проживания : Писки, - Ленина, Короленко
Дата регистрации : 2013-02-16 Количество сообщений : 5
Репутация : 5
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Алла, скульптура о которой Вы говорите, действительно не Петра Криворуцкого. Скульптура, показанная в передаче находилась в подвале городского дома культуры и изображает она мать, которая получила похоронку на сына с фронта. После выхода передачи на нашем ТВ, эта скульптура немножко отреставрирована и установлена в школьном музее школы №4. Алла, если Вы бердичевлянка, можем встретится поговорить, коли Вас интересуют скульптуры Криворуцкого.
Виталий свс- Новичок
- Возраст : 56
Страна : Район проживания : Бердичев
Место учёбы, работы. : ",оператор
Дата регистрации : 2010-03-28 Количество сообщений : 27
Репутация : 27
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Алла, вы случайнно не это фото имеете ввиду?Алла Мищук пишет:
*Нашла фото, где скульптура стоит в начале бульвара, постараюсь в скором времени выложить здесь.
А это дом где родился скульптор по ул. Свердлова
http://my.berdychiv.in.ua/images/postati/postaty_kryvoruckiy.htm
Kim- Администратор
- Возраст : 67
Страна : Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5602
Репутация : 4417
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
[quote="Kim"]
Нет, там с другого ракурса снято, и виден дом, - бывшая типография, сейчас "Чикаго".
Как только отсканирую, выложу здесь.
Алла, вы случайнно не это фото имеете ввиду?Алла Мищук пишет:
*Нашла фото, где скульптура стоит в начале бульвара, постараюсь в скором времени выложить здесь.
Нет, там с другого ракурса снято, и виден дом, - бывшая типография, сейчас "Чикаго".
Как только отсканирую, выложу здесь.
Алла Мищук- Проходил(а) мимо
- Возраст : 51
Страна : Район проживания : Писки, - Ленина, Короленко
Дата регистрации : 2013-02-16 Количество сообщений : 5
Репутация : 5
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Виталий свс пишет:Алла, скульптура о которой Вы говорите, действительно не Петра Криворуцкого. Скульптура, показанная в передаче находилась в подвале городского дома культуры и изображает она мать, которая получила похоронку на сына с фронта. После выхода передачи на нашем ТВ, эта скульптура немножко отреставрирована и установлена в школьном музее школы №4. Алла, если Вы бердичевлянка, можем встретится поговорить, коли Вас интересуют скульптуры Криворуцкого.
Спасибо! надо будет выбраться в 4 шк, посмотреть.
Меня интересует события города в 60-70-хх, особенно все что происходило в городе вокруг бульвара, который уже снесли.
Если есть фото, чтобы там были пионеры в городе, например возле памятника Ленина или вечного огня и т.п. Парады, просто люди-бердичевляне на улицах нашего города. Очень хотелось бы найти фото, на которых событие возле вечного огня, когда закладывалось письмо комсомольцев.
А также, прием в пионеры в Бердичеве.
Очень хотелось бы найти любые фото бульвара с людьми тех времен, возможно с плакатами, лозунгами.
Мне рассказали, что за скульптурой "За мир" находилась большая картина "Утро нашей Родины". Возможно у кого-то есть фото ее.
Также, было бы интересно послушать реальные истории из жизни бульвара тех времен.
Давайте встретимся!
Алла Мищук- Проходил(а) мимо
- Возраст : 51
Страна : Район проживания : Писки, - Ленина, Короленко
Дата регистрации : 2013-02-16 Количество сообщений : 5
Репутация : 5
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Давайте встретимся! 097 237 56 74
Виталий свс- Новичок
- Возраст : 56
Страна : Район проживания : Бердичев
Место учёбы, работы. : ",оператор
Дата регистрации : 2010-03-28 Количество сообщений : 27
Репутация : 27
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Алла Мищук пишет:
Также, было бы интересно послушать реальные истории из жизни бульвара тех времен.
Много интересного есть в рассказах В. Коржука
и в сборнике Бори Ройтблата " Король Бродвея"
Kim- Администратор
- Возраст : 67
Страна : Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5602
Репутация : 4417
Re: Скульптор Петр Криворуцкий
Алла Мищук пишет:Я обратилась в местный музей истории Бердичева, попросила информацию о данной скульптуре. Вот инфо с музея:
Скульптурная композиция называется "За Мир" (скульптура женщины, которая держит на руках ребенка).
Эта скульптура неизвестного автора, о том что эта работа Петра Криворуцкого, таких данных нет.
Сначала она находилась в конце Бульвара, напротив административного корпуса завода "Прогресс", на перекрестке улиц Карла Либкнехта и Училищной (Л.Карастояновой), точная дата установки неизвестна, ориентировочно середина 1950-х.
В 1965 г. композицию демонтируют и переносят на начало Бульвара, где она и простояла до сноса Бульвара.
После сноса Бульвара ее судьба неизвестна.
*Нашла фото, где скульптура стоит в начале бульвара, постараюсь в скором времени выложить здесь.
Я уже окончательно запутался... Что считать началом бульвара?
Пересечение улиц К-Либкнехта и Карастояновой или админ. здание
з-да "Прогесс" у арки В. Лонского? И где скульптура стояла до 1965г, и где после?
Может кто-то мне разъяснит?
Так как обещаного фото пока нет, поставлю пару своих:
Последний раз редактировалось: Kim (Пн 29 Июл - 20:32:34), всего редактировалось 1 раз(а)
Kim- Администратор
- Возраст : 67
Страна : Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5602
Репутация : 4417
Страница 2 из 3 • 1, 2, 3
Страница 2 из 3
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вс 17 Ноя - 19:01:39 автор Borys
» Мои воспоминания
Пн 28 Окт - 12:39:12 автор Kim
» Ответы на непростой вопрос...
Сб 19 Окт - 11:44:36 автор Borys
» Универсальный ответ
Чт 17 Окт - 18:31:54 автор Borys
» Каких иногда выпускали инженеров.
Чт 17 Окт - 12:12:19 автор Borys
» Спаситель еврейских детей
Ср 25 Сен - 11:09:24 автор Borys
» Рондель Еля Шаєвич (Ізя-газировщик)
Пт 20 Сен - 7:37:04 автор Kim
» О б ь я в л е н и е !
Сб 22 Июн - 10:05:08 автор Kim
» И вдруг алкоголь подействовал!..
Вс 16 Июн - 16:14:55 автор Borys
» Давно он так над собой не смеялся!
Сб 15 Июн - 14:17:06 автор Kim
» Последователи и потомки Авраама
Вт 11 Июн - 8:05:37 автор Kim
» Холокост - трагедия европейских евреев
Вт 11 Июн - 7:42:28 автор Kim
» Выдающиеся люди
Вс 9 Июн - 7:09:59 автор Kim
» Израиль и Израильтяне
Пн 3 Июн - 15:46:08 автор Kim
» Глянь, кто идёт!
Вс 2 Июн - 17:56:38 автор Borys