Количество посещений
бесплатный счетчик посещений

 

Последние темы
» С миру по нитке или немного новостей отовсюду
Вчера в 19:08:29 автор Borys

» Послушать музыку
Вчера в 11:15:25 автор Kim

» Израиль и Израильтяне
Вс 9 Дек - 18:31:46 автор Kim

» Удивительное рядом
Сб 8 Дек - 16:03:39 автор Kim

»  Мы родом из СССР
Вт 4 Дек - 13:02:26 автор Kim

» Прекрасные фотографии
Пн 3 Дек - 22:30:26 автор Borys

» Еврейские праздники
Пн 3 Дек - 13:05:00 автор Borys

» Молодые таланты
Чт 29 Ноя - 22:57:44 автор Kim

» Интересные факты
Вт 27 Ноя - 21:14:47 автор Borys

» Выдуманные или правдивые истории
Вс 25 Ноя - 12:56:16 автор Kim

» Камни, говорите? А ну, покажите!
Пт 16 Ноя - 21:43:05 автор Borys

» Юмористические рассказы,очерки, стихи
Пт 16 Ноя - 8:15:37 автор Kim

» Китай
Пт 16 Ноя - 8:08:14 автор Kim

» Холокост - трагедия европейских евреев
Чт 15 Ноя - 22:37:40 автор Kim

» Поэтические и музыкальные встречи
Сб 10 Ноя - 8:15:45 автор Borys

Вход

Забыли пароль?

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Реклама
Социальные закладки

Социальные закладки digg  Социальные закладки delicious  Социальные закладки reddit  Социальные закладки stumbleupon  Социальные закладки slashdot  Социальные закладки yahoo  Социальные закладки google  Социальные закладки blogmarks  Социальные закладки live      

Поместите адрес форума БЕРДИЧЕВЛЯНЕ ЗА РУБЕЖОМ на вашем сайте социальных закладок (social bookmarking)

RSS-каналы


Yahoo! 
MSN 
AOL 
Netvibes 
Bloglines 


Посетители
Locations of visitors to this page

Холокост - трагедия европейских евреев

Страница 1 из 5 1, 2, 3, 4, 5  Следующий

Перейти вниз

Как это может быть ...

Сообщение автор @AlexF в Сб 10 Июл - 19:55:32

Часть 1.

avatar
Kim
Администратор
Администратор

Возраст : 61 Мужчина
Страна : Германия Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5109
Репутация : 3924

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Холокост - трагедия европейских евреев

Сообщение автор Sem.V. в Сб 5 Ноя - 17:46:22

К сожалению уничтожение евреев, погромы были во все времена, в том числе и во время гражданской войны в России.

Папа Охберг

04.11.2011



Киббуц Далия расположен в одном из красивейших мест Израиля — заповеднике «Менаше» на севере страны. Киббуц скрыт от посторонних глаз, поэтому немногие туристы встречают на своем пути беседку с латунной табличкой, увекочивающей имя Исаака Охберга — южноафриканского филантропа из России, подарившего эту землю Еврейскому национальному фонду.

Исаак Охберг всем сердцем любил Израиль и служил на благо еврейского народа. Меценат и истинный праведник, он спас жизнь сотням еврейских детей, оставшихся без семьи и крова в годы Гражданской войны в Советской России. Организовав кампанию сбора средств на спасение сирот, он собрал сумму, эквивалентную двум миллионам долларов в современных ценах, и вывез детей в Южную Африку.

Исаак Охберг родился 31 мая 1878 года на Украине. Когда ему было 16 лет, он уехал к отцу, жившему в Кейптауне. Охберг уже тогда принимал активное участие в еврейской жизни и проявлял живой интерес к сионистскому движению. В 1929 году он представлял Южно-Африканский Союз на 16-м Сионистском конгрессе в Цюрихе.

В 1918-1919 годах Россию, охваченную Гражданской войной, захлестнула волна антисемитских погромов. Тысячи еврейских детей остались без родителей и крыши над головой. Обездоленные и никому не нужные, они скитались по деревням и местечкам в поисках крова и еды. Многие умирали от голода и болезней.

Охберг взял на себя чрезвычайно трудную миссию — спасти как можно больше сирот и увезти их с собой в Южную Африку. Добившись от властей ЮАС квоты на иммиграцию 200 детей, он отправился за ними к себе на родину, на Украину. Собрав детей по приютам, Охберг заручился поддержкой министра внутренних дел Британии Патрика Дункана, который пообещал помочь переправить сирот в Лондон. К операции по спасению еврейских детей подключился южноафриканский Фонд еврейских жертв войны. 19 августа 1920 года Охберг на специальном собрании предложил еврейскому приюту в Кейптауне взять на себя заботу о сиротах, которых, по его плану, в дальнейшем должны были взять на воспитание местные еврейские семьи. По приезде в ЮАР детей распределили по двум еврейским приютам — в Кейптауне и Йоханнесбурге. В течение последующих лет Охберг работал директором еврейского детского дома в Кейптауне, продолжая заботиться о своих воспитанниках из России. Многие из спасенных детей впоследствии стали известными в ЮАР людьми.

«У каждого из нас с собой была одежда, которую нам привезли из-за границы, и пара мелочей вроде дорогих сердцу фотографий или игрушек,

— вспоминает одна из спасенных, миссис Локич. — Сначала мы в грязных и переполненных вагонах поехали в Варшаву, где нас тут же отправили в ресторан, принадлежавший одной доброй еврейской женщине. Мы звали ее Паней. Тогда мы впервые нормально поели. Из Варшавы, где мы провели семь месяцев, нас отправили в Данциг (ныне Гданьск),а затем — в Лондон, где нас также приютили очень хорошие люди. Оттуда мы уже должны были поехать в Африку. Некоторые дети заболели, и им пришлось провести какое-то время в лондонском госпитале. Один мальчик, Срулик Эльман, приехал к нам только через год. Я никогда не забуду огни, которые мы увидели на подъезде к Кейптауну... Нас ждал весь город. Это было 21 сентября 1921 года».

Исаак Охберг умер в ноябре 1937 года на 60-м году жизни во время путешествия на корабле и был похоронен на одном из крупнейших кладбищ Кейптауна.


Материал подготовила Соня Бакулина

www.jewish.ru
avatar
Sem.V.
Почётный Бердичевлянин
Почётный Бердичевлянин

Возраст : 82 Мужчина
Страна : Израиль Город : г.Акко
Район проживания : Ул. К.Либкнехта, Маяковского, Н.Ивановская, Сестер Сломницких
Место учёбы, работы. : ж/д школа, маштехникум, институт, з-д Прогресс
Дата регистрации : 2008-09-06 Количество сообщений : 666
Репутация : 695

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Холокост - трагедия европейских евреев

Сообщение автор Kim в Вс 15 Янв - 21:11:55


avatar
Kim
Администратор
Администратор

Возраст : 61 Мужчина
Страна : Германия Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5109
Репутация : 3924

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Холокост - трагедия европейских евреев

Сообщение автор Sem.V. в Пт 27 Янв - 21:32:15

УЖАСЫ ОСВЕНЦИМА.



27 января, в день освобождения узников Освенцима, в мире отмечают День памяти жертв Холокоста. И хотя от того дня, когда советские солдаты вошли на территорию самого большого в мире концлагеря, нас отделяет уже 67 лет, мы по-прежнему не все знаем о том, как жили, умирали и выживали в Освенциме

В Польше на выставке в музее " Освенцим-Бжезинка ", созданном на месте бывших концентрационных лагерей Аушвиц-Биркенау, впервые представлены уникальные рисунки неизвестного заключенного (под названием "Альбом из Освенцима"), сделанные им, предположительно, до 1943 года и спрятанные в бутылке в карнизе одного из бараков, недалеко от крематория и показывающие преступления фашистского режима. Бутылку обнаружил в 1947 году бывший узник, который работал в музее сторожем.
Не исключено, что автор альбома, подписывавшийся только инициалами "М. М.", имел профессиональное художественное образование, так как фигуры людей и строения концлагеря прописаны с потрясающим мастерством. Умело передан и драматизм происходящего - холодное равнодушие палачей и живые эмоции их жертв.
На одном рисунке изображена душераздирающая сцена разлучения с семьей маленького мальчика, одетого в матросский костюмчик. Рыдающий ребенок тянет ручки к отцу, однако его крепко удерживает немецкий офицер.


На переднем плане другого эскиза на фоне газовых камер, где уничтожали заключенных, спокойно курит надзиратель. На некотором отдалении от него стоит грузовик, на который грузят тела убитых людей.


Еще на одном рисунке художник изобразил железнодорожные составы и сцену отправки сотен еврейских семей в концлагерь. Там мальчик в матроске пока еще держит своего отца за руку.


Альбом был надежно спрятан художником в бараке - очевидно, что его случайное обнаружение означало бы для автора рисунков немедленную казнь. По мнению искусствоведов, тщательно фиксируя большое количество деталей - в том числе номера автомобилей и надписи на вагонах, - художник надеялся, что когда-нибудь его работу найдут и она станет свидетельством ужасов Освенцима , где нацистами были убиты около 4 млн жертв.
Ни на одном из рисунков нет даты, но специалисты считают, что они были созданы в 1943 году, или ранее.
Как предполагают в музее, неизвестный художник мог работать либо в больнице на территории лагеря, либо выполнял какие-то другие работы по приказу начальства.

Ещё рисунки из этой бутылки.




В архивах Освенцима собрано около 6 тыс. произведений искусства, свидетельствующих об ужасах нацизма. Многие из них будут представлены на выставке в этом году, когда отмечается печальная дата - 70-я годовщина начала Холокоста. Как известно, 20 января 1942 года на конференции в Ванзее нацистскими лидерами было принято итоговое решение о программе массового уничтожения евреев.

Освенцим
Самый большой из нацистских концлагерей был создан в небольшом городе Освенцим в Бельском воеводстве на юге Польши. В начале Второй мировой войны эти земли были включены в состав Третьего рейха, и Освенцим переименовали в Аушвиц. Гитлеровцы начали возводить в городе химические предприятия, а затем устроили и "фабрику смерти".
Приказ о создании концлагеря в Освенциме появился в апреле 1940 года, летом туда привезли первый эшелон заключенных. Летом 1941 года на заключенных-поляках и 600 советских военнопленных гитлеровцы испытали отравляющий газ - это были первые из 2,5 млн жертв "циклона-Б".
Первым комендантом лагеря стал Рудольф Гесс, после войны приговоренный к смерти и казненный в Польше. По приказу Гитлера он в апреле 1940 года приступил к организации и строительству лагеря. Вскоре в 3 километрах от Освенцима - деревне Бжезинке, переименованной в Биркенау, - построили новый лагерь - Аушвиц-II. Еще через год в Моновицах под Освенцимом появился Аушвиц-III.
В течение пяти лет лагерь разросся в комплекс с площадью 40 гектаров, в который входил главный лагерь, лагеря в Бжезинке и Моновицах и еще 43 малых лагеря. После совещания в Ванзее в Аушвице сразу же приступили к уничтожению евреев в газовых камерах при помощи газа "циклон Б". Как признался Гесс во время Нюрнбергского процесса, таким способом в лагере было уничтожено 2,5 миллиона человек.
По официальной статистике, из примерно 7,5 млн человек, погибших в гитлеровских концлагерях с 1939 по 1945 годы, в Освенциме были замучены 4 млн жертв. Между тем точное число погибших до сих пор неизвестно, так как перед наступлением советских войск была уничтожена вся документация лагеря, а заключенных погнали на Запад.
Среди погибших были граждане разных стран: Польши, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Голландии, Югославии, Люксембурга, Германии, Румынии, Венгрии, Италии, Советского Союза, а также Испании, Швейцарии, Турции, Великобритании и Соединенных Штатов Америки.
Считается, что евреев в Освенциме погибло не менее 1,5 миллиона.
Государственный музей " Освенцим-Бжезинка " был создан на месте концлагерей в 1947 году

Рисунки других узников концлагерей











[left]


avatar
Sem.V.
Почётный Бердичевлянин
Почётный Бердичевлянин

Возраст : 82 Мужчина
Страна : Израиль Город : г.Акко
Район проживания : Ул. К.Либкнехта, Маяковского, Н.Ивановская, Сестер Сломницких
Место учёбы, работы. : ж/д школа, маштехникум, институт, з-д Прогресс
Дата регистрации : 2008-09-06 Количество сообщений : 666
Репутация : 695

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Холокост - трагедия европейских евреев

Сообщение автор Kim в Вс 29 Янв - 22:15:15

Бердичев чтит память жертв холокоста

avatar
Kim
Администратор
Администратор

Возраст : 61 Мужчина
Страна : Германия Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5109
Репутация : 3924

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Холокост - трагедия европейских евреев

Сообщение автор Kim в Сб 18 Фев - 17:21:41

avatar
Kim
Администратор
Администратор

Возраст : 61 Мужчина
Страна : Германия Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5109
Репутация : 3924

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Холокост - трагедия европейских евреев

Сообщение автор Borys в Пт 18 Май - 16:38:45

Вера после Катастрофы. Элиэзер Беркович. (Главы из книги. http://lib.rus.ec)

Безразличие Запада
Поскольку человек ответствен за историю, возможно, правомернее спросить "Где был человек?" чем "Где был Бог?". Мы не станем пересказывать здесь факты, связанные с уничтожением европейского еврейства. Известно, что почти вся Европа была заражена ненавистью к евреям. Полякам, литовцам, украинцам, словакам, венграм и румынам не требовалось особых призывов со стороны немцев. Многие из них превзошли нацистов в жестокости, хотя трудно предположить, что это вообще возможно.
Французы, голландцы и чехи ненамного от них отстали. Мы рассмотрим здесь отношение к Катастрофе свободного мира: церкви, союзников и некоторых нейтральных стран. Опять-таки, мы не станем повторять известные факты. Исторические события уже описаны компетентными авторами. Такие книги, как "Католическая церковь и нацистская Германия" Гюнтера Леви и "Когда погибли шесть миллионов. Хроника американской апатии" Артура Морса, документально подтверждают, насколько мир был равнодушен к Катастрофе, как молчал, поддерживая, в сущности, геноцид, а порой даже сочувствовал людям, занимавшимся дьявольским уничтожением народа. Эти работы приводят достаточно чрезвычайно впечатляющих фактов. Наша задача - исследовать моральный аспект всемирного равнодушия и его последствия для современного человечества.
Часто можно слышать о безразличии крупнейших держав-союзниц к преступлениям гитлеровцев. Но это не просто равнодушие, а настоящий саботаж планов возможного спасения евреев. В Эвиане (Швейцария) и на Бермудских островах состоялись две напоминавшие фарс конференции по поводу судьбы беженцев, которые показали немцам, что мир не готов протянуть евреям руку помощи. Наоборот, эти конференции подбодрили нацистскую Германию в осуществлении ее планов. В начале войны государственный департамент США, например, прикладывал все усилия для того, чтобы не дать просочиться информации о фашистских зверствах, опасаясь, что она побудит общественность требовать как-то помочь жертвам. На самом деле правительственные чиновники могли не беспокоиться. Артур Морс приводит данные опроса общественного мнения, устроенного журналом "Форчун" в апреле 1939 года после раздела Чехословакии. На вопрос "Голосовали бы вы, если бы были членом конгресса, за увеличение иммиграционной квоты для беженцев из Европы?" 83 процента опрошенных американцев ответили отрицательно, 3 процента сомневались и только 8,7 процента заявили, что проголосовали бы "за". "Американская традиция, - подытожил "Форчун", - подверглась испытанию и не выдержала его. Результат: десять к одному". На протяжении всей войны квота так и не была превышена. Более того, перед каждым беженцем воздвигалась такая стена всевозможных административных препятствий, что число иммигрантов так и не достигло разрешенного максимума.
Наверное, самым позорным актом соглашательской политики американского и британского правительства остается история с кораблями "Сан-Луи" и "Струма". Безусловно, отказ Англии пропустить пассажиров "Струмы" в Палестину и запрет США предоставить хотя бы временное убежище беженцам с "Сан-Луи" прозвучал смертным приговором. Евреи со "Струмы" погибли, а то, что это не случилось с пассажирами "Сан-Луи", вовсе не заслуга США. Когда корабль приближался к Германии, Бельгия, Голландия, Франция и Англия сжалились наконец над обреченными и предоставили им убежище. Сколько из них в конце концов погибли, когда немцы захватили Западную Европу, никто не знает.
Ужасно, что в обоих этих случаях могущественные державы отказались помочь не во имя какого-то великого принципа, а просто придерживаясь рутинных правил, то есть по причинам, которые не могут быть морально оправданы. Например, государственный секретарь США, зная, что возвращение в Германию означает для евреев неминуемую гибель, сказал с глубокой убежденностью патриота: "Я дал присягу защищать наш флаг и следовать законам нашей страны, а вы просите меня нарушить эти законы". Отличается ли этот аргумент от аргументов нацистских военных преступников на Нюрнбергском процессе, ссылавшихся на присягу фюреру и родине?!
Не удалось добиться хотя бы официального безоговорочного осуждения союзниками нацистских преступлений против евреев. Когда в 1940 году мир узнал о депортации десятков тысяч евреев рейха в Польшу, один из помощников государственного секретаря подал меморандум, в котором писал, что даже если только двадцать процентов этих сообщений истинны, к ним нужно отнестись с "точки зрения гуманности", так как "мы не можем участвовать ни в каком предприятии, которое в конце концов санкционирует такую жестокость в массовых масштабах". Ответ государственного департамента гласил, что массовые убийства это внутреннее дело Германии. Кроме того, с тех пор, как вышла в свет "Майн кампф", известно, что "эти несчастные люди будут подвергаться всяким видам неправильного обращения". Похоже, по мнению госдепартамента, "гуманность" заключалась в том, чтобы назвать жертвы "несчастными людьми". Это указывало, кому именно сочувствовало американское правительство. Больше ничего не требовалось, ведь происходящее - всего лишь "неправильное обращение", о котором мир, в конце концов, был заблаговременно предупрежден.
За весь период геноцида еврейского народа союзники не опубликовали ни одного официального документа, осуждавшего нацистские зверства. Московская декларация 1943 года, предупреждавшая фашистов об ответственности, упоминала о многочисленных военных преступлениях, но в ней не было ни слова о евреях, на которых сосредоточилась вся ненависть немцев. Не поощряла ли, в сущности, такая политика Германию продолжать действовать в духе "окончательного решения" еврейского вопроса?
Многие попытки спасти евреев торпедировались английским министерством иностранных дел, поскольку, по словам американского посла, "Британия была озабочена трудностями размещения значительного числа спасенных". В свете этого свидетельства полностью оправданной представляется точка зрения Морса, когда он писал: "Возможность массового спасения евреев угрожала палестинской политике Англии. Британское правительство, по-видимому, больше огорчала перспектива притока евреев в Палестину, чем мысль о евреях, посылаемых в газовые камеры". Можно добавить, что так была настроена не только Великобритания. Правительства большинства других государств тоже сильнее волновались, представляя себе толпы евреев, нашедших хотя бы временный приют в их странах, чем поток евреев, ведомых на убой.
Страны антигитлеровской коалиции не только отказались распахнуть двери для тех, кто мог быть спасен, но и не предприняли почти ничего, что помешало бы бесперебойной отправке евреев в концентрационные лагеря на территории Польши. Возможно, бомбардировке железнодорожных путей, по которым шли эшелоны с узниками в Освенцим, мешали стратегические соображения. Но их, безусловно, могли разрушить партизаны, бойцы Сопротивления. И, конечно, сами евреи рвались помочь своим гибнущим братьям. В то время, когда в Венгрии еще оставались в живых семьсот тысяч евреев, сотни подготовленных парашютистов в подмандатной Палестине напрасно ждали своего часа. Не исключено, что они помешали бы гитлеровцам уничтожить венгерское еврейство. Эта операция не противоречила военным интересам союзников. Но ее отвергли по политическим причинам: сотрудничество с евреями Эрец-Исраэль означало бы признание их национальных прав. Итак, лагеря нельзя было бомбить по стратегическим соображениям, евреям нельзя было дать в руки оружие по политическим причинам. М.Вайсмандель в книге @@minha рассказывает, как острили немцы и их сообщники в Чехословакии и Венгрии: "Самый надежный способ переправить оружие на фронт - это посадить в вагоны с боеприпасами несколько евреев и написать на крышах крупными буквами: "Перевозка евреев в концлагеря". Тогда уж точно бомбить не будут". Такие "шутки" отлично характеризуют "гуманность" союзных держав.
На предложение принять двадцать тысяч детей из Германии американцы ответили отказом. Их аргументы как нельзя лучше отражают атмосферу того времени. Некоторые заявили, что иностранцы будут пытаться перестроить страну на свой лад.
Другие не считали детей беженцами, поскольку большинство из них - евреи. Третьи опасались активизации националистических групп. Самой оригинальной представляется позиция тех, кто утверждал, будто, позаботившись о еврейских детях, США уже не смогут гарантировать детям американских старожилов дарованные конституцией права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Будущие юные иммигранты представлялись как тысячи бездомных, озлобленных нежелательных иностранцев, как потенциальные коммунисты и лидеры восстания против существующего строя. Чем эти "доводы" отличаются от аргументации нацистов, заносивших всех без исключения евреев, в "коммунистические агенты"? Разве есть разница между убийцами детей и теми, кто отказывался их спасать? Что может быть лицемернее, чем заявление лидеров Американского легиона: "Традиционная американская политика состоит в стремлении охранять семейную жизнь, и поэтому Американский легион решительно против разлучения семей, к которому приведет предлагаемый законопроект". Очевидно, американские патриоты презирали "жестоких" еврейских родителей, предпочитавших лучше спасти своих детей, чем погибнуть вместе с ними в трогательном единении (на самом деле в лагерях прежде всего отделяли детей от взрослых, мужчин от женщин). Но, пожалуй, всех превзошел конгрессмен Карл Е. Мундт, который был против смягчения иммиграционных законов на том основании, что "это не американский стиль - выделять одну какую-то группу". Итак, дети остались погибать в лапах нацистов, и гордая американская республика, территория которой лишь недавно была украдена у индейцев, избежала порабощения.
Антисемитизм нацистов встречал понимание в большинстве стран Запада. Ведь ненависть к евреям имеет глубокие корни в христианской цивилизации. На протяжении многих веков распространялась эта отрава. Но расцвет средневекового варварства не мог не вызвать общего падения морали народов. Насколько усилилась духовная деградация Запада можно судить, сравнивая отношение американского правительства к преследованию евреев в России, Румынии, Турции начала века и в нацистской Германии тридцатых - сороковых годов. Например, в 1902 году США сочли нужным заявить Румынии протест против бесчеловечного обращения с евреями, поскольку не могли "молча участвовать в таком зле" (тогда еще понимали, что молчание означает соучастие). Спустя сорок лет, перед лицом куда худших зол совесть мира уже потеряла чувствительность. Перед второй мировой войной ответственный чиновник американского госдепартамента жаловался, что "еврейские интересы" вызывают слишком большой шум".
Гитлеру удалось настолько расшатать мораль Запада, что нормальные представления о добре и зле совершенно сместились. О деградации совести замечательно сказал еврейский поэт, писавший на идише, Ицхак Кацнельсон, жизнь которого легко можно было бы спасти, прояви Запад к нему чуть меньше равнодушия: "Народы мира не вмешивались и не протестовали, и не качали головой, и не предостерегали убийц даже шепотом. Похоже было, что вожди народов боятся, как бы убийства не прекратились". Впрочем, поэт не знал, что в марте 1944 года президент Рузвельт произнес кое-что и даже вполне внятно. К сожалению, Кацнельсон к тому времени уже был мертв, как и большинство еврейских узников концлагерей. Да, были отдельные личности, которые понимали, что речь идет о духовном здоровье нации. Один человек так сказал по поводу дебатов о приеме детей из Германии: "Не потерял ли американский народ способность реагировать на такие трагические ситуации? Если выяснится, что мы потеряли эту способность, значит Америка утратила большую часть своей души". Конечно, вопрос стоял не только об этих детях, но о спасении целого народа, обреченного на уничтожение. И ответственность легла не только на США, но и на все свободные страны. Оказалось, что не одна Америка утратила душу. Странное равнодушие проявило большинство народов. Евреи, знакомые с историей, могли задуматься над тем, а была ли вообще у христианской цивилизации душа?
Этот вопрос приходится задать, когда изучаешь официальное отношение христианства к преступлениям фашистов против евреев. Действительно, было несколько отважных церковных деятелей, решительно выступивших против геноцида. Многие священники Франции и Голландии, рискуя жизнью, спасали преследуемых. Но что они могли сделать в одиночку? Требовалось, чтобы протесты исходили от самой христианской церкви. Но, как сказал Кацнельсон, никто не выразил неодобрения даже шепотом. В этом смысле не было разницы между католиками и протестантами. Мы процитируем здесь некоторые высказывания католических лидеров, но их мнения целиком совпадали с мнением протестантских руководителей. Конечно, нечего говорить о церковниках Германии или оккупированных нацистами стран. Они были настоящими пособниками фашистов. Г. Леви в своей книге приводит массу документов. Например, благословляя молодежь в соборе Трира, католический епископ Борнвассер нашел для нее такие вдохновляющие слова: "С поднятой головой, твердым шагом мы вошли в новый рейх и готовы служить ему всеми силами нашего тела и нашей души"". Другой священник заявил, что его коллеги не только признали новую власть, но и служат ей "с горячей любовью и всеми силами". Известному теологу из Тюбин-гена принадлежит оригинальная идея о том, что "национал-социализм и католицизм сопутствуют друг другу, как природа и красота". Эта мысль получила развитие в сочинениях немецких теологов. В ежемесячнике иезуитов вдумчиво исследовалось сходство между свастикой и крестом: "Символ природы находит свое воплощение в символе красоты". Здесь же утверждалось, что "личность Гитлера стала символом веры немецкого народа". Хайль Гитлер и Иисус! Если бы когда-нибудь была написана история немецкой протестантской церкви периода нацизма, мы увидели бы, что она еще позорнее истории католической церкви. Однако здесь нас в основном занимает позиция Ватикана.
В 1942 году геноцид еврейского народа был уже в разгаре. Личный представитель американского президента запросил государственного секретаря Ватикана о том, есть ли у папы какие-либо предложения о мерах по мобилизации общественного мнения цивилизованного мира против нацистского варварства. В официальном ответе было сказано, что сообщения о действиях против евреев достигли Ватикана, но подтвердить их не оказалось возможным. Другое важное лицо намекнуло, что папа полон беспристрастной любви ко всем народам и именно поэтому вынужден вести себя с большой сдержанностью. Оказывается, ничегонеделанье перед лицом гибели шести миллионов человек - не преступление, а проявление "беспристрастной любви к людям" и "мудрой сдержанности"!
Даже в апреле 1944 года, когда решалась судьба четырехсот тысяч венгерских евреев, великий папа по-прежнему хранил мудрое молчание. Венгрия - в основном католическая страна. Если бы Ватикан занял тогда твердую позицию, многое можно было бы сделать. Подпольный Комитет беженцев прямо попросил папу вмешаться: объявить, что участники депортации евреев в лагеря смерти будут отлучены от церкви. Уклончивый ответ был послан регенту Венгрии с двухмесячным опозданием, когда триста пятьдесят тысяч евреев этой маленькой страны уже погибли в газовых камерах.
Такое отношение к судьбе евреев отняло у христианской церкви право претендовать на духовное руководство народами. Конечно, на позицию Ватикана повлияли политические соображения. Однако трудно поверить, что одна только политика помешала церкви исполнить первейшие требования человеческой совести. Есть достаточно свидетельств тому, что антисемитизм, присущий христианству в древности, привел в конце концов к безумию равнодушного молчания в недавнем прошлом. М.Вайсмандель, вспоминая о пережитом в Словакии, рассказывает о двух характерных встречах с представителями католического духовенства в этой стране. Священник Тиссо был здесь инициатором плана высылки евреев. Незадолго до праздника Песах 1942 года один уважаемый раввин обратился к архиепископу Словакии, с которым был знаком в лучшие дни, с просьбой повлиять на Тиссо - его бывшего личного секретаря. Раввин говорил только об угрозе депортации. Архиепископ же, с характерной христианской любовью, решил просветить его насчет истинной судьбы, ожидавшей евреев в Польше: "Это не просто депортация. Там вы не умрете от голода и лишений, там они (немцы. - Э.Б.) убьют вас всех, старых и молодых, женщин и детей, всех в один день. Это наказание вам за смерть нашего Спасителя. Вам остается только одна надежда: всем перейти в нашу религию. Тогда я добьюсь отмены этого указа".
В те времена среди многих христиан было распространено мнение, что евреи получают по заслугам. Лучше всех это выразил папский нунций в Словакии. Осенью 1944 года Вайсмандель вместе со своей семьей и сотнями других евреев оказался в пересыльном лагере перед отправкой в Освенцим. Вайсмандель сбежал, и ему удалось добраться до резиденции папского нунция. Он описал его преосвященству условия, в которых жили люди в лагере, и попросил представителя Ватикана немедленно вмешаться в планы Тиссо. Нунций ответил: "Сегодня воскресенье. Ни я, ни отец Тиссо не занимаемся в святой для нас день будничными делами". Когда потрясенный Вайсмандель сказал, что смерть детей отнюдь не будничное дело, священник заявил: "Не существует невинных еврейских детей. Все евреи виновны. Вы должны умереть. Это наказание за ваш грех". (убийство Иисуса. - Э.Б.).
Итак, Гитлер считал, что "евреи виновны" по расовым соображениям, архиепископ и папский нунций - по религиозным. На практике все сводилось к одному: убийствам. Да, не все христиане так думали. Но многие высокопоставленные сановники церкви разделяли эти убеждения и способствовали тому, что "божьи слуги" превратились в активных пособников злодеев.
Арнольд Дж. Тойнби так характеризует значение нацистской Германии в своей книге "История о истории": "С тех пор, как в эпоху постэллинистического междувластия сформировачась юная западная цивилизация, немецкая нация играла в ней центральную роль, вне зависимости от того, принесла она миру благо или зло. Эта нация не могла одна совершить все эти вопиющие преступления, если бы такие же наклонности не были заложены в других, негерманских народах, пусть и в потенции. Немецкая душа в двадцатом веке - одно из тех кривых зеркал, в котором другой находит карикатурно преувеличенные черты собственного характера. И если нацистская Германия была чудовищем, значит и западная цивилизация была Франкенштейном, повинным в создании этого немецкого чудовища".
В какой степени нацистская Германия связана с западной цивилизацией хорошо видно из отношения Запада к геноциду еврейского народа. "Беспристрастность" и молчаливое одобрение оказались возможны только потому, что преступление зрело в душах других народов. Вина Германии - это вина Запада. Моральное падение Германии - это моральное падение Запада. В Катастрофе не только погибли шесть миллионов евреев. Христианская цивилизация потеряла всякое уважение в мире. Теперь, после газовых камер и крематориев, есть только одна возможность: из духовных руин западного мира должно подняться что-то совершенно новое, иначе в нашем ядерном веке у человека нет никакой надежды.
avatar
Borys
Почётный Бердичевлянин
Почётный Бердичевлянин

Возраст : 71 Мужчина
Страна : Германия Город : Оберхаузен
Район проживания : Центральная поликлиника
Место учёбы, работы. : Школа №9, маштехникум, завод Комсомолец
Дата регистрации : 2010-02-24 Количество сообщений : 2192
Репутация : 2296

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Холокост - трагедия европейских евреев

Сообщение автор Kim в Вс 20 Май - 11:51:03


Это случилось в Луцке


В декабре 1942-го, на западе Украины произошел один из первых случаев, когда регулярные части вермахта, спецподразделения СС, и отряды украинских националистов столкнулись с ожесточенным сопротивлением почти безоружных евреев. В рабочем лагере Луцка 500 еврейских мужчин, чьи родители, жены и дети, к тому времени уже были уничтожены, решили умереть в бою, осознавая, что не имеют ни малейшего шанса не то, чтобы победить, но хотя бы выжить. Это произошло за четыре месяца до начала знаменитого восстания в Варшавском гетто.

Луцк был одним из первых и крупнейших центров расселения евреев в Западной Украине. Еврейская община существовала здесь уже в 14 веке. В этом же городе появилась одна из первых крупных синагог всего Волынского региона, построенная в 1626-28 годах . К концу 19 века евреи составляли около 60% от городского населения.

26 июня 1941г, еще до прихода нацистов, украинские националисты начали уничтожать евреев. На тот момент еврейское население Луцка составляло около 20000 человек. Причем значительная часть мужчин-евреев до бегства "советов" была мобилизована в армию.

В октябре немцы отобрали 500 еврейских рабочих и ремесленников, которых поместили в отдельный "трудовой лагерь", располагавшейся в здании бывшей еврейской гимназии. В декабре всех остальных согнали в гетто. В августе-сентябре 1942-го подавляющее большинство луцких евреев, 17000 человек, было уничтожено. 12 декабря того же года поступил приказ о ликвидации "трудового лагеря". Немцы и украинцы выдвинулись к зданию бывшей гимназии, чтобы провести очередную обыденную расправу над беспомощными "жидами". Дальнейшие события лучше всего воссозданы в воспоминаниях одного из немногих уцелевших участников восстания, Шмуэля Шило из киббуца Цеелим, сохранившихся в Книге памяти луцких евреев "Сефер Луцк" (страница 519, далее перевод с иврита):

"… Когда всех людей охватило отчаяние, встал жестянщик Моше, и своим охрипшим голосом объявил: "Тамут нафши им плиштим! (знаменитая фраза танахического Самсона, суть которой: Погибну со своими врагами). Евреи, не пойдем как овцы на убой! Хватайте топоры, ножи, и всё, что попадется под руку, и погибнем с честью! Каждый, кто попытается спрятаться и не поддержит восстание – будет убит!". Большинство евреев, и первыми - члены организованной группы, двинулись за ним. Мужество, сокрытое в глубинах душ, вырвалось наружу. Всех охватила радость обреченных. На столах появились продукты, которые хранили на "черный день", и началась последняя трапеза. Бутылки водки передавались по кругу. Опьянение перед боем зажгло сердца, и евреи, которые лишь час назад ходили со склоненными головами, теперь стояли гордые и готовые к страшной схватке. Только в одном углу сбились в кучку евреи, облаченные в "талиты", и произносили молитву…

Были сооружены заграждения возле дверей, каждый получил рабочие орудия и бутылки с кислотой. Столы разобрали, и ножки от них использовались как дубины. Внутреннюю стену разрушили, соорудив из каменных блоков баррикады…

Рассвет предвещал начало страшного дня.

… Внезапно раздался крик одного из парней: "Смерть немцам!", и деревянные брусья, каменные блоки, бутылки с кислотой полетели на головы жандармов, а вместе с ними дикие вопли: "Кровь! Кровь за кровь!". Раненные жандармы отступили. Кислота лишила зрения их командира! Жандармы, рассредоточившиеся вокруг лагеря, выглядели шокированными и напуганными. Их охватил страх! Радость иллюзорной победы распространилась среди евреев, которые как один ринулись к лестнице - в бой. С огромным трудом Моше удалось вернуть их на свои места.

Вторая атака также была отбита.

С началом третей атаки было решено: кинуться на цепь жандармов, окружившую лагерь, и погибнуть в рукопашном бою. Братья стали прощаться друг с другом. Сильные продолжительные рукопожатия. Отрешенные взгляды.

"Шма Исраэль" – шептали многие уста перед последним броском. Прозвучала команда, и здание охватили языки пламени. С громогласным пением стали бросаться один за другим пред искаженными в страхе гримасами украинцев. Цепь жандармов дрогнула и начала отступать. А парни, охваченные безумием, карабкались на высокую колючую проволоку… В моих ушах гремел рокот пулеметов и прерывистое пение советского гимна. Масса обезумевших парней карабкалась по колючей проволоке, а пулеметные очереди разрывали их на куски…".

Согласно материалам центра "Яд Вашем", в подавлении восстания участвовали не только отряды украинской полиции, но и немецкие подразделения. Чтобы сломить бешенное сопротивление почти безоружных евреев им понадобилась бронетехника. Нескольким участникам восстания чудом удалось выжить.

О волынской "Масаде" нет не единого упоминания, ни в израильских учебниках по истории Холокоста, ни в столь популярных в России книгах о Второй мировой войне. Память о "луцком восстании" оказалась для всех чужой. Его участники были "ненормативными" борцами с нацизмом. Для израильского эпоса они чужие - "русские", зараженные бациллой коммунизма, которые шли на смерть, распевая советский гимн, а перед боем пили водку. Для россиян они тоже чужие – евреи "не исконно" советских территорий, в том числе сионисты и религиозные иудеи, которые гибли не за державу, а отстаивали собственное национальное достоинство. Про украинцев говорить излишне – луцкие евреи сражались с теми, кого нынешние самостийные власти объявили героями…
avatar
Kim
Администратор
Администратор

Возраст : 61 Мужчина
Страна : Германия Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5109
Репутация : 3924

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Холокост - трагедия европейских евреев

Сообщение автор Kim в Сб 3 Ноя - 15:15:00

avatar
Kim
Администратор
Администратор

Возраст : 61 Мужчина
Страна : Германия Район проживания : K-libknehta
Дата регистрации : 2008-01-24 Количество сообщений : 5109
Репутация : 3924

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Холокост - трагедия европейских евреев

Сообщение автор Sem.V. в Пн 19 Ноя - 11:24:53

Катастрофа после Катастрофы



После окончания Второй мировой войны евреи Восточной Европы не вздохнули свободно. В Польше, Венгрии и Чехословакии не было триумфальных парадов — солдаты и беженцы вернулись в города, где межнациональные конфликты и уголовная преступность вспыхнули с новой силой. В некоторых регионах Польши в 1947 году бушевала гражданская война. В Чехословакии изгоняли этнических немцев из домов и гнали их до границы. Тайная полиция проводила массовые аресты и депортации.

В первые послевоенные годы в Восточной Европе опасно было быть коммунистом. Опасно было быть и антикоммунистом. Опасно было быть немцем в польском городе, поляком в украинском городе, венгром в словакском городе, отмечает в своем новом исследовании Iron Curtain: The Crushing of Eastern Europe 1944-1956 («Железный занавес. Сокрушение Восточной Европы в 1944-1956 гг.) британский историк Энн Эпплбаум.

И быть евреем в те времена, уже после окончания Холокоста, тоже было опасно. Различные источники насчитывают в Восточной Европе от 400 до 2500 насильственных еврейских смертей в послевоенные годы.

Такой разброс в статистике объясняется тем, что не во всех случаях очевидно, были ли евреи убиты именно из-за своего происхождения. Евреи, возвращавшиеся в свои дома, были убиты за желание возвратить свое имущество — или за то, что были евреями? По мнению Эпплбаум, очень многие архивные данные нельзя трактовать однозначно: «Ночью 10 августа 1945 года был атакован кооператив еврейских портных и сапожников в Радоме, убиты четыре еврея и один офицер Красной Армии. Было ли это заказное убийство советского офицера? Обычный грабеж? Нападение антисемитов? Мы не можем ответить на эти вопросы», — пишет историк.

В течение двух лет после окончания войны в некоторых городах на юге Польши, в Венгрии и Словакии неоднократно вспыхивали еврейские погромы. Два самых громких случая насилия против евреев имели место 4 июля 1946 года в Кельце (Польша) и менее чем месяц спустя, с 30 июля по 1 августа, — в венгерском Мишкольце.

Трудно поверить, что такое было возможно в XX веке, но в Кельце евреев обвинили в кровавом навете. Мальчик, не пришедший домой вовремя, в качестве оправдания рассказал, что его похитили и собирались принести в жертву евреи. Он сказал, что его держали в подвале здания Еврейского комитета Кельце. Это было нечто вроде общежития для нескольких десятков евреев, переживших войну. Пьяный отец мальчика позвонил в полицию, которая начала официальное расследование. Жильцы общежития объяснили полиции, что у них попросту нет подвала, так что держать там ребенка они не смогли бы физически, но по городу поползли зловещие слухи.

Через некоторое время вокруг здания комитета начала собираться толпа. Затем туда же прибыли 40 солдат из Корпуса внутренней безопасности, которые, к ужасу находившихся внутри евреев, открыли огонь и не только не попытались разогнать толпу, но и присоединились к ней. Так же поступила полиция и члены городского ополчения. К вечеру были убиты по меньшей мере 42 человека, десятки получили ранения.

В венгерском Мишкольце ситуация развивалась иначе. Антисемитские настроения вылились в арест трех торговцев черного рынка, двое из которых были евреями. Об их аресте быстро узнали во всем городе. Утром 31 июля 1946 года толпа подкараулила заключенных, которых перевозили из местной тюрьмы в лагерь для интернированных. Нападавшие были подготовлены и несли транспаранты: «Смерть евреям и спекулянтам!» Толпа напала на заключенных, убила одного из них и нанесла сильные увечья другому. Третьему заключенному, который не был евреем, удалось бежать. Позже полиция, не вмешавшаяся во время утреннего нападения, арестовала 16 человек по обвинению в самосуде. 1 августа взбешенная этими арестами толпа захватила полицейский участок. Был убит еврей — офицер полиции.

Оба этих случая вызвали шок и возмущение. Представители интеллигенции и общественные деятели в Польше и Венгрии выступали с осуждением погромных настроений, выглядевших тем более отвратительно в странах, где была совсем свежа память о Катастрофе. Польские власти провели уголовное расследование, в результате которого некоторых преступников осудили, девятерых из них приговорили к смертной казни. В Венгрии Центральный комитет Коммунистической партии, ключевую роль в котором играли евреи, после событий в Мишкольце устроил первое и последнее открытое обсуждение антисемитизма. Но результаты последовавшего за этим расследования не устроили никого.

В обоих случаях частично в произошедшем были виновны и представители власти. В Кельце полиция и армия непосредственно присоединились к толпе. В Мишкольце полиция дала антисемитам знать, по каким улицам поведут арестованных и не вмешивалась во время избиения.

Матьяш Ракоши, лидер Венгерской коммунистической партии, который сам был евреем, всего за неделю до происшествия был в Мишкольце, где выступил с осуждением «спекулянтов». «Те, кто торгует на черном рынке, кто подрывает экономические основы нашей демократии, должны быть вздернуты на виселицу», — сказал тогда Ракоши. В то же время венгерские коммунисты расклеивали плакаты и раздавали листовки с карикатурами, на которых были изображены «спекулянты», весьма похожие на евреев. Без сомнения, власти желали направить народный гнев, вызванный гиперинфляцией и падением уровня жизни, на «еврейских спекулянтов», отведя его таким образом от себя.

Так или иначе, обе вспышки насилия получили поддержку в широких народных массах. Не стихавшие со времен Средневековья слухи о том, что евреи убивают христианских младенцев и обкрадывают крестьян, зазвучали в некоторых провинциальных городах Восточной Европы с новой силой, с каким бы ужасом на эти предрассудки не смотрела более прогрессивная часть общества.

Некоторые историки пытаются искать причины царившего безумия в экономике. Польский историк Ян Гросс утверждает, что массовое уничтожение восточноевропейских евреев во время войны создало «социальный вакуум», который быстро заполнила «коренная» польская мелкая буржуазия. Представители этого социального слоя были не уверены в собственном статусе, опасались потерять то, что они недавно получили, и, к тому же, чувствовали угрозу со стороны коммунистического режима. Всю свою ненависть они направили на уцелевших евреев, считает Гросс.

Другие исследователи считают, что причины враждебности следует искать глубже. Еще один польский историк, Дариуш Стола, напоминает, что поляки, а также чехи, венгры, румыны, литовцы, во время нацистской оккупации были свидетелями жестокости такого масштаба, который не могли бы себе представить даже жители Германии. «Психологическая реакция на такие проявления жестокости очень сложна и полностью иррациональна; воспоминания об этом вызывают сильнейшие и неконтролируемые эмоции, причем не обязательно чувство жалости или сострадания», — отмечает Стола.

Прозвучавшее в 2005 году мнение Столы не слишком отличается от объяснений многих польских интеллектуалов времен описанных событий. Например, в 1947 году к сходным выводам пришел Станислав Оссовский, известный философ и психолог. «Сострадание, — пишет он, — не единственная возможная реакция на страдания других людей... Те, кто подвергались уничтожению, могут вызывать у других отвращение, могут быть просто “выкинуты” за пределы представлений о человеческих отношениях». Психолог отметил также, что люди, которым уничтожение евреев оказалось так или иначе выгодно, пытались заглушить чувство вины, делая для этого все, чтобы их действия выглядели обоснованными. «Если катастрофа одного человека приносит выгоду другому, последний чувствует необходимость убедить себя и окружающих в том, что катастрофа была морально оправданна», — писал Оссовский.

Тот факт, что евреи занимали самые высокие посты в коммунистических партиях Восточной Европы, никак не облегчал жизнь их соплеменников. Многие коммунисты-евреи отнеслись к Холокосту с невероятным безразличием. В 1942 году до польского коммуниста Якуба Бермана, находившегося в Москве, стали доходить ужасные новости о том, что происходит с евреями в Варшаве. Но он лишь посоветовал своим союзникам не «отвлекаться» на разворачивающуюся трагедию. «Положение евреев в Польше ужасно, — писал он, — но мне кажется, что мы не можем уделять этом слишком много внимания... несмотря на то, что вопрос мобилизации еврейских масс в Польше для активной борьбы с захватчиками актуален, в центре нашего внимания должны находиться другие вопросы».

После войны отношение коммунистической верхушки к Катастрофе осталось столь же неопределенным. В 1945 и в 1946 годах Матьяш Ракоши высказывал недовольство тем, что слишком многие судебные процессы против нацистов и их пособников были сосредоточены на «людях, что-то сделавших евреям».

Даже в Восточной Германии, где почти не осталось евреев, быстро провели границу между бывшими «борцами с нацизмом» (под ними подразумевались в основном коммунисты) и бывшими «жертвами нацизма», под которыми понимались в первую очередь евреи и цыгане.

В какой-то степени такое отношение восточноевропейских коммунистов к местному еврейскому населению объяснялось заурядным бытовым антисемитизмом. Но при более внимательном рассмотрении можно понять, что здесь имела значение и слабая позиция коммунистических партий, их низкая популярность в народе. В них видели советских агентов. Игнорируя антисемитизм или даже заигрывая с ним, коммунисты надеялись, что их партия будет казаться более «национальной», более «патриотичной», менее «прокремлевской» и «инородной».

Подобно антигерманским настроениям в Судетской области, антиукраинским в Польше и антивенгерским в Словакии, антисемитизм стал еще одним инструментом в арсенале коммунистических партий. В погоне за широкой народной поддержкой они не остановились перед разжиганием межэтнической розни и даже перед поощрением антисемитизма в регионах, больше всего пострадавших от нацизма.

Материал подготовил Дмитрий Ерусалимский
www.jewish.ru
avatar
Sem.V.
Почётный Бердичевлянин
Почётный Бердичевлянин

Возраст : 82 Мужчина
Страна : Израиль Город : г.Акко
Район проживания : Ул. К.Либкнехта, Маяковского, Н.Ивановская, Сестер Сломницких
Место учёбы, работы. : ж/д школа, маштехникум, институт, з-д Прогресс
Дата регистрации : 2008-09-06 Количество сообщений : 666
Репутация : 695

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Холокост - трагедия европейских евреев

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 1 из 5 1, 2, 3, 4, 5  Следующий

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения